Posted 15 марта 2019,, 07:32

Published 15 марта 2019,, 07:32

Modified 30 марта, 17:18

Updated 30 марта, 17:18

РФ Украине не «сестра», даже не «двоюродная». И это надолго

15 марта 2019, 07:32
Социологи утверждают, что жители Днепропетровщины, Полтавщины, Галичины стали относиться к России значительно лучше. Но вряд ли это так.

— Слышь, ты, юный путинец, не нравится — чемодан в зубы и вали в Московию, там тебя научат родину любить. В строю и с песнями про березки.

— Ага, щас, разогнался. Вали сам к своим вуйкам, заслуженный бандеровец, морда западенская — в Галичину и в Поляндию.

Подобные разговоры можно было слышать еще пару лет после Революции достоинства в любом трамвае Днепропетровской области. Кстати, уровень антироссийских настроений в этом русскоязычном регионе оказался гораздо выше ожидаемых (это гражданам РФ на заметку).

Сейчас ситуация изменилась. Нет, русских (во всяком случае на людях) «любить» больше не стали, даже, кажется, наоборот, но и воинствующих «бандеровцев» воспринимают с одобрением куда меньшее число людей. Радикальные националисты сняли «всех Лениных» и, декоммунизировав названия улиц, исчезли из провинции. Переместились — кто на фронт, кто в кабинеты власти, кто просто поближе к центру, где денег на идеологическую борьбу с Москвой выделяют больше. Так что сегодня «бандеровец в трамвае» — редкость. Теперь больше ругают (по-прежнему на суржике или русском) персонально Путина и Порошенко. Первого — понятно за что, второго — за пафос, излишнюю патетику, неэффективность руководства и тягу к обогащению. Впрочем, достается и простым «бывшим братьям».

— Ты за что так русских ненавидишь?

— А за что ты мне прикажешь их любить? За Крым? Или за Донбасс? За их ложь, что это, мол, «не они»? Ты не задумывался, почему первых полевых командиров у сепаров в живых не осталось? Их отстрелили, потому что те знали правду о том, как все начиналось, и кто всю кашу заварил. Если бы россияне ушли с Донбасса, все там уже давным-давно закончилось. Сдали бы оружие, побратались и пошли на работу.

— Ну, да, в принципе, так. Но всех-то почему? Например, у меня куча друзей там, и далеко не все из них поддерживают Путина. Более того, призывают прекратить агрессию, вернуть все назад. Их ведь власть не спрашивала, когда начинала это все, как и наша не спрашивает — чего мы хотим.

— Умом-то я понимаю, но сердцу не прикажешь их снова «полюбить».

После многократного прослушивания подобных разговоров складывается ощущение «запущенности проблемы» до нельзя. И даже если завтра Украине «отдадут» Донбасс и Крым (ну, пофантазируем), то украинцы «обратно» не полюбят «москалей». Обида слишком сильна, и распространяется она не только на Кремль. Также россиянам не стоит рассчитывать на то, что если в Киеве «хунту» сменят условные «медведчуки» (хотя и это фантастика), то мозги в голове простого украинца перевернутся на 180 градусов. И точно не стоит верить, как в непогрешимую истину в «заклинания», звучащие на российских телеканалах, по поводу того, что «власть в Киеве и украинский народ — это не одно и то же». То есть, конечно же, это «не одно и то же», но если говорить об отношении к РФ и русским, то у официального Киева оно, конечно, «однозначное», а у усредненного обывателя, в лучшем случае (для россиян), — «неоднозначное», или, скажем так, очень даже сложное.

Считать же украинцев «братьями» лишь на том основании, что значительная часть населения разговаривает на русском — тем более глупо. Почти полмира общаются на английском и испанском, но никому не приходит в голову называть их англичанами и испанцами. А территории, вышедшие из-под контроля империй, в лучшем случае называют бывшими колониями.

В свете всего вышесказанного результаты опроса, проведенного недавно Киевским международным институтом социологии (КМИС) и российским «Левада-центром» (каждый на своей территории), выглядят достаточно неожиданно и даже парадоксально. Попробуем понять, почему они такие, но сначала о самих данных.

Получается, что отношение украинцев к России за последний год существенно улучшилось. Если верить цифрам, хорошо или очень хорошо относятся к России 57% граждан (год назад было 48%), плохо или очень плохо — 27%, 17% — «точно не знают». В России же соответствующие показатели таковы: 34 — 55 — 10. Данные тут слегка округлены, а потому в одном случае получилось 101%, а в другом — 99%.

Причем это оценка именно России как «страны вообще». Потому как респондентов спрашивали еще об отношении отдельно к людям, то есть обычным гражданам, и руководству РФ. Первые получили одобрение 77% опрошенных, вторые — 13%, да и то преимущественно за счет жителей восточных областей и Донбасса. К украинцам положительно относятся 82% россиян, к руководству Украины — 7%.

Кстати, данные по разным регионам, на мой взгляд, говорят о том, что Украина сегодня все еще разная, ну или «разнообразная». Если на западе к России хорошо относится 41% населения (совсем немало, нужно заметить, а потому — вдвойне подозрительно), в центральных областях чуть больше половины — 51%, а на юге и востоке — 70-75%. Впрочем, несмотря на увеличение градуса симпатий, украинцы хотят быть самостоятельными. За год доля тех, кто считает, что Украина должна быть независимой от России, осталась прежней — 87%.

Результаты, откровенно говоря, обескуражили, и некоторым украинским политикам дали повод говорить об ангажированности «проплаченных социологов» и «заказухе». А вот сами социологи существенное улучшение отношения украинцев к РФ и россиянам связывают с предвыборной кампанией на Украине. Согласно «гипотезе» генерального директора КМИС Владимира Паниотто, активизация пророссийских политических сил и СМИ как раз и меняет расклад сил. Но вообще-то, достаточно все это удивительно на фоне явно заметного «невооруженным взглядом» (для живущего на Украине) ухудшения отношения к россиянам.

По словам независимого социолога из Харькова Олега Пухарцева, напрямую не обвинявшего коллег в подтасовке результатов, во время подготовки выборов можно ожидать «еще и не такого». Эксперт предлагает читателям «сдержанно» относиться к разного рода опросам и рейтингам, в связи с тем, что в сложившейся политической ситуации не осталось реально независимых и незаинтересованных сторон. «Непредвзятость одиноко скучает в сторонке, — прокомментировал он ситуацию „Росбалту“. — Я бы воздержался от заявлений о принципиальном улучшении отношений, пока в небе Донбасса слышны взрывы, гибнут военнослужащие, страдает мирное население».

По мнению Олега Пухарцева, небольшое смещение тренда в отношениях действительно наблюдается в украинском обществе. Это можно было увидеть на примере анонимного голосования во время определения финалиста от Украины на «Евровидение». Сложно предположить, что год назад выбрали бы претендента лояльного к РФ, сейчас же люди готовы закрыть на это глаза. Однако эксперт считает, что это «обратная реакция» общества на излишнюю политизацию и перегибы руководства страны, когда все свои неудачи пытаются свалить на Россию.

«И, тем не менее, Украину больше нельзя называть сестрой России. Ни родной, ни двоюродной, — говорит Пухарцев. — Страны оттолкнулись друг от друга настолько, что даже при вынужденном приближении украинцы еще долго будут шарахаться от РФ, как черт от ладана». Чем быстрее оба государства привыкнут вести дела без оглядки на совместное прошлое, тем безболезненнее пройдет процесс расхождения, считает эксперт. Впрочем, по его словам, — пока не будут решены территориальные претензии с Донбассом и Крымом, сложно говорить о каком-то позитивном сдвиге.

Вообще, в России должны начать наконец понимать, что на Украине вырастают новые поколения, не обремененные воспоминаниями о совместном прошлом, и уменьшается количество граждан, ностальгирующих о советском времени. «Новые украинцы» видят и оценивают Россию совершенно иначе, чем люди более старшего поколения. И нужно признать, у них достаточно мало поводов относиться к соседям тепло и восторженно. Они ездят в Европу, сравнивают ее с Россией и не хотят жить так, как живут россияне. Впрочем, жизнь в нынешней Украине тоже мало кого устраивает. Жаль, что сил построить свою, «правильную» — пока не находится.

Валентин Корж, Днепр, Украина