Posted 18 марта 2019,, 06:25

Published 18 марта 2019,, 06:25

Modified 31 января, 22:20

Updated 31 января, 22:20

Киргизия: между шариатом и «развратом»

18 марта 2019, 06:25
Наблюдатели тревожатся по поводу исламизации республики, хотя при этом здесь спокойно воспринимают шествия феминисток и ЛГБТ-шников.

Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков «шокировал» значительную часть своих сограждан тем, что на состоявшемся недавно съезде судей республики начал свое выступление с высказываний пророка Мухаммада. В упрек ему поставили то, что Киргизия — государство светское, и негоже президенту — уже не в первый раз — обращаться в своих речах к исламу.

Оппоненты Жээнбекова тут же привели в пример «другое поведение» экс-президента КР Алмазбека Атамбаева, которого, кстати, иные требуют засадить за решетку, и который был известен если не своей религиозной отчужденностью, то, по крайней мере, усилиями по строительству светского государства. А теперь вот, говорят критики нынешнего президента, республика, не без подачи первого лица, стремительно становится исламской.

Приводятся данные недавнего социологического опроса в Киргизии, проведенного НИИ исламоведения в школах, медресе, в студенческой и вообще молодежной среде. На вопрос, «Поддерживаете ли вы, чтобы Кыргызстан стал шариатской страной?», 33,3% респондентов ответили положительно, и на 1% меньше — отрицательно. Остальные с этой темой еще не определились. «Требует исследования вопрос снижения доверие молодежи к светской власти. Еще может измениться число молодежи, … желающей жить по законам шариата. Это будет связано с нашими мерами по укреплению светского государства. Требуется механизм работы с 34% молодежи, которая пока находится на перепутье», — заявил по этому поводу директор НИИ исламоведения Маметбек Мырзабаев.

Между тем те, кто находятся «на перепутье» или ратуют за жизнь по шариату, являются реальным или потенциальным «электоратом» религиозных организаций и их лидеров, пытающихся влиять на политические процессы в стране. Вероятно, своим резонансным выступлением на вышеуказанном съезде Жээнбеков подыграл сторонникам исламизации республики, дабы оттянуть момент религиозно-политического столкновения с ними. Типа того, что «Я — ваш, и не надо ломать копья». Но они будут сломаны уже в будущем году, когда в стране состоятся парламентские выборы. Потому как в них непременно примут участие общественные и политические фигуры исламского толка. Большинство мандатов в парламенте нового созыва они вряд ли получат (но это — пока), однако количество их будет вполне достаточным для того, чтобы процесс политического влияния исламских течений набирал силу.

Можно также с достаточной долей уверенности прогнозировать, что перед выборами против Жээнбекова и его политической команды будет, не без участия Атамбаева, если его все же оставят на воле, запущен мощный «черный пиар». И основой его станут, в том числе, слухи, в соответствии с которыми президент и его семья имеют тесные связи с политическими и бизнес-кругами государств Ближнего Востока. Собственно, Атамбаев, лоббировавший кандидатуру Жээнбекова на президентский пост, а затем рассорившийся с ним, уже говорит об исламизации республики, а к выборам этот «козырь» будет растиражирован для «светского» электората.

Последний же стоит перед угрозой поэтапного сокращения, поскольку социально-экономическая ситуация в стране удручающая, светское образование находится на низком уровне, но зато полученное «за бугром» религиозное образование духовных лиц весьма качественное. Так что для трансформации светского государства в почти исламское сейчас есть все предпосылки. Стоит добавить, что, как это ни парадоксально, имея в виду неоднократно добытые киргизами революционным путем «демократические свободы», именно они способствовали высокому уровню свободы религиозной, из-за которой сейчас светские круги бьют в набат.

Киргизия, в плане религиозной свободы, самая «продвинутая» страна Центральной Азии. Но государство практически не контролирует деятельность многочисленных религиозных движений. В прошлом году Жээнбеков сам сокрушался на этот счет, но обещание «строже контролировать» деятельность религиозных движений ему пока не по зубам. Впрочем, как и Духовному управлению мусульман.

И вот что интересно. Несмотря на довольно большое количество желающих «жить по шариату», в Киргизии, с ее высоким уровнем религиозных свобод, наличествуют и другие «свободы», никак не вяжущиеся с исламизацией. В частности, в Бишкеке на днях прошел марш ЛГБТ- сообщества, закамуфлированный под шествие феминисток. Лозунги на этом действе были и такие: «Мое тело — мое дело», «Я горжусь, что я транс», и т. д. По неофициальной информации, бишкекский марш привлек геев, лесбиянок и представителей других сексуальных меньшинств с Украины и Казахстана, и они приняли в нем активное участие.

В общем, скандал с исламскими речами Жээнбекова смешался с «сексуальным» скандалом, и трудно сказать, который был громче. Поскольку одна часть общества не видит ничего дурного в исламизации и даже ратует за нее, а другая не против делить «пространство» с геями, лесбиянками и прочими, кто «любит неправильно» или изменяет пол.

Но ведь есть и другие, кто не приемлют ни исламизации, ни «разврата». И четвертые — это женщины, требующие равных прав с мужчинами. Опять же — как рост «феминизма» совместим с шариатом? О требованиях женщин будет сказано ниже. Здесь же отметим, что накануне в Бишкеке у здания мэрии состоялся митинг набирающей силу общественной организации «Кырк чоро» («Сорок витязей»). Она пригрозила властям «крайними мерами» в случае, если они не удовлетворят их требований: привлечь к ответственности чиновников, позволивших проведение марша сексуальных меньшинств и феминисток, их организаторов, а также законодательно запретить пропаганду ЛГБТ. Кроме того, «Кырк чоро» потребовала отставку мэра Бишкека. Но городские власти разъяснили, что участники марша не нарушили Конституцию страны, в соответствии с которой «Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, вероисповедания» и т. д.

Что касается «феминисток». Они хотят большего участия женщин в общественно-политической жизни страны, в органах власти. По их утверждению, в современной Киргизии нет никакого сравнения с тем, какую роль играли женщины республики в бывшем СССР. Мужчины «лезут» в парламент и не дают заседать в нем женщинам, в то время как в стране существует квота — то есть каждый четвертый мандат в законодательном органе должен принадлежать представительнице «слабого пола», но никто ее не выполняет. В общем, никакого «гендерного баланса» нет и в помине. В Киргизии сейчас не найти ни одной женщины — мэра города, руководителя района, губернатора. А ведь какую карьеру сделала Роза Отунбаева не только в советские времена, но и в независимой Киргизии!

Теперь об активности «Кырк чоро», наехавшей на феминисток и приверженцев «другой любви». Организация, как утверждают женщины — участницы марша, угрожает им расправой. Шеф «витязей» был вызван в полицию. В свою очередь «витязи» направили заявление в генпрокуратуру с тем, чтобы она дала «юридическую оценку» лозунгам представителей сексуальных меньшинств, которые в «Кырк чоро» считают «экстремистскими». Они вообще принимают активное участие в разных областях местной жизни — «Росбалт» писал, в частности, об их требованиях к киргизскому правительству в течение месяца обязать всех иностранцев покинуть республику. Особо «острый зуб» заточен у них против китайцев. До откровенных погромов иностранцев дело еще не дошло, но «витязи» самовольно проверяют принадлежащие «чужакам» объекты и следят за тем, чтобы с ними «не связывались» киргизские девушки. Ну, а еще они ратуют за введение многоженства в республике и замену уйгуров, занимающихся торговлей, на киргизов. Похоже, они уже претендуют на политическое влияние в республике с выраженными элементами ксенофобии.

Кстати, несмотря на то, что «простой народ» не пошел в Киргизии вилами на ЛГБТ-шников, то есть продемонстрировал свое равнодушие к «греху», республика, сообщает агентство «Фергана» со ссылкой на данные сайта Spartacus.gayguide, занимающимся организацией туризма для членов ЛГБТ-сообщества, не так уж безопасна для последних. И хотя наименее толерантным государством в Центральной Азии для секс-меньшинств оказалась Туркмения — 174 место, Киргизия — тоже не рай: 95-я строка рейтинга.

В общем, в Киргизии сейчас «весело». С одной стороны — шариат, исламизация, с другой — «наступление разврата» и «потерявшие стыд женщины», желающие руководить и иметь с мужчинами равные права.

Интересно, как разрулит киргизский «сюр» Сооронбай Жээнбеков? Потому как вся эта многофрагментная картина оставляет чувство нереальности происходящего, в то время как фрагменты (факты) абсолютно реальны, и в большей или меньшей степени опасны для здоровья такого политически, экономически, религиозно, географически и ментально уязвимого государства, как Киргизия.

Ирина Джорбенадзе