Posted 12 апреля 2019,, 15:04

Published 12 апреля 2019,, 15:04

Modified 31 января, 22:34

Updated 31 января, 22:34

Нетаньяху готов править пожизненно

12 апреля 2019, 15:04
Выиграв выборы в пятый раз, нынешний израильский премьер оградил себя от преследования за коррупцию — и другого пути для него нет, полагает востоковед Михаил Магид.

Окончательный подсчет голосов показал, что выборы в Израиле принесли победу действующему премьер-министру и лидеру националистической и либеральной (в области экономики) правой партии «Ликуд» Биньямину Нетаньяху, а так же связанному с ним блоку правых партий.

«Ликуд» в итоге получает 36 мандатов, а его главный конкурент — блок «Кахоль-лаван» («бело-синие») бывшего главы Генштаба Бени Ганца — 35 мандатов. В общей сложности правые и религиозные партии, из которых Нетаньяху планирует сформировать новые правительство и коалицию, набрали 65 мандатов из 120, что достаточно для создания устойчивого правительства.

Отметим, что правыми в Израиле традиционно называют сторонников жесткой политики в отношении арабов, а левыми — тех, кто скорее выступает за мир и уход Израиля с оккупированных территорий Западного Берега реки Иордан.

По мнению эксперта по Ближнему Востоку Михаила Магида, с которым побеседовал обозреватель «Росбалта», прошедшие парламентские выборы отражают фундаментальные перемены в израильском обществе.

— Что нового вы увидели в результатах прошедших парламентских выборов в Израиле?

— На первый взгляд, они не принесли ничего нового. На прошлых выборах так же победила правая коалиция, и тоже с небольшим преимуществом. Однако исключительная нервозность участников политической борьбы, необычайно грязная избирательная кампания, в ходе которой упор делался на коррупционные разоблачения противников, и уже пятый срок премьерства Нетаньяху, который впервые возглавил правительство в 1996 году, а с марта 2009 года находится у власти непрерывно, заставляют внимательно присмотреться к тем процессам, которые имеют место в государстве. Ибо они определят политику страны в настоящем и будущем, и, следовательно, имеют значение для всего Ближнего Востока.

— Нетаньяху, похоже, теперь в одном ряду с другими политическими долгожителями?

— Да, Биби (так называют в Израиле нынешнего премьера) непрерывно правит страной уже десятилетие. Этим он напоминает других политических долгожителей — Путина и Эрдогана. Но, несмотря на новый срок премьерства, положение руководителя «Ликуда», прямо скажем, сложное. В конце февраля, накануне выборов, генпрокурор Израиля Авихай Мандельблит заявил о готовности предъявить премьеру обвинения в коррупции по целому ряду эпизодов.

Арабский политический обозреватель Марван Бишара заметил, что очень скоро Нетаньяху начнут приходить повестки в суд и это не может не влиять на мотивацию израильского руководителя.

Особенность Израиля такова, что провести судебный процесс и отправить в тюрьму действующего руководителя страны крайне сложно, в отличие от любого другого человека. Нетаньяху, лишившись власти, может с большой вероятностью оказаться в тюрьме. Поэтому программой максимум для Биби является «править страной пожизненно».

Другое дело, что такая программа вряд ли осуществима. Выборы, на которых его оппоненты из движения Бени Ганца получили линь на одно кресло в Кнессете меньше, чем «Ликуд», продемонстрировали заметную усталость израильтян от Нетаньяху и недовольство части населения коррупционным скандалом. Внутри самой партии «Ликуд» ставленники Биби получили чувствительные удары на праймериз.

Тем не менее, у руководителя страны присутствует несомненный мотив управлять ей до самой своей смерти — в противном случае он может окончить дни в тюрьме. Это создает определенные риски для нынешней парламентской демократической системы Израиля. И не только это.

-Что может быть противопоставлено Нетаньяху в его стране?

— В Израиле существует глубинное государство, к которому можно отнести большую часть судей, включая Высший Суд Справедливости (БАГАЦ), руководство вооруженных сил, полиции и многих СМИ. Элита, состоящая преимущественно из европейских евреев-ашкеназов, занимает скорее центристские или леволиберальные светские позиции. Нетаньяху, «Ликуд», их ультраправых и религиозных союзников эти люди рассматривает как политических врагов.

Кстати, наличие глубинного государства, включающего в себя военных, — типичная черта ряда стран Ближнего Востока: Турции, Египта, Ирана. Поэтому важной целью Нетаньяху стала реформа судебной системы, перевод ее под контроль парламента, то есть под свой собственный контроль. Кроме того, он наводил спецслужбы своими сторонниками. Возможно, Нетаньяху мечтал бы, подобно Эрдогану, наполнить суды и армию единомышленниками и однопартийцами, но пока что у него это не получается.

Тем не менее, если он когда-нибудь преуспеет в этом деле, то разделение ветвей власти в Израиле станет проблематичным и вся власть сосредоточится в руках правительства, как это случилось в Турции.

— Что представляет собой оппозиционный блок «Кахоль-лаван»?

— Это на первый взгляд странное объединение: союз трех генералов (Бенни Ганц — глава и лидер движения, Моше Яалон и Габи Ашкенази, все в прошлом занимавшие в разное время должность начальника генштаба Армии обороны Израиля), а также бывшего министра финансов одного из правительств Нетаньяху Яира Лапида. Главным финансистом партии является предприниматель Альфред Акиров, занимающийся строительством жилых домов. Напомню, что финансовый покровитель «Ликуда» — мультимиллионер, владелец империи казино Шелдон Адельсон, одновременно он — кошелек Республиканской партии США, близкий к президенту Дональду Трампу.

Однако какой бы странной «бело-синяя» коалиция не казалась, именно такая оппозиция отражает интересы значительной части израильской верхушки, глубинного государства. 70% израильтян доверяют армии и лишь треть — гражданским политикам.

Другой момент состоит в том, что конек Биби и правых — безопасность Израиля. Они обвиняют своих оппонентов в мягкотелости, в уступках арабам и неспособности защитить страну. Для такого государства, как Израиль, постоянно воюющего со своими соседями, все это вполне понятно. А тут в качестве противников Биби выступили генералы, которые могли снисходительно рассуждать о том, что в сравнении с ними премьер ничего не понимает в вопросах безопасности. Таким легче было бы пойти и на мирные соглашения с арабами, в чем заинтересована часть израильской верхушки и часть избирателей. Наряду с обвинениями Биби в коррупции, это был красивый ход. Но для победы его оказалось недостаточно.

— В чем секрет нынешней победы Нетаньяху?

— Успехи Биби в политике неразрывно связаны с двумя факторами: экономикой и демографией. За десять лет правления Нетаньяху ВНП на душу населения вырос на 40% (с 30 до 42 тысяч долларов), безработица сократилась до 3,5% (причем израильские экономисты заговорили даже о полной занятости как о возможном будущем), экспорт из страны вырос с 60 до 110 миллиардов долларов в год, уровень инфляции сократился с 4% до приблизительно 1% в год.

Израильское экономическое чудо стало возможно благодаря либеральной экономической политике, благоприятной для бизнеса, бурному развитию сектора высоких технологий и экспорту оружия. Израиль обладает наиболее эффективной экономикой на Ближнем Востоке. Израильский хайтек — индустрия, которая тесно связана с ведущими компаниями в этой области, в особенности, с американскими. Интеграция с американским сектором высоких технологий важна и для укрепления политического положения Израиля.

К настоящему времени в Израиле сложилась крепкая капиталистическая экономика, которую надо сравнивать с такими странами, как Швеция или Нидерланды. В экономическом плане это не Ближний Восток. По критериям списка Блумберга (стран с инновационными экономиками) Израиль входит в первую десятку.

Но у экономического чуда есть темная сторона. Отличие Израиля от европейских стран в том, что уровень социального неравенства здесь значительно выше. Почти полная ликвидация безработицы — результат наличия массы низкоквалифицированного плохо оплачиваемого труда, что парадоксальным образом сочетается с высоким уровнем развития технологий в привилегированных секторах. Просто многие израильские трудящиеся согласны на любую работу.

Профессор Дан Бен-Давид, экономист Института социально-экономических исследований Шореша и Тель-Авивского университета, обращает внимание на сложившуюся ситуацию: «Нищета и неравенство доходов в Израиле являются одними из самых высоких в развитом мире. Половина населения Израиля не доходит до нижней части шкалы подоходного налога и вообще не платит этот налог».

Самое слабое место экономики — ее инфраструктура. Таков результат неолиберальной политики, которая создала более-менее открытую экономическую систему, но с подозрением относилась к социальным расходам государства, в частности, к расходам на образование. Отсюда масса низкоквалифицированных людей, готовых на любую работу в плохих условиях.

Многие школы находятся на том же уровне, что и в развивающихся странах, и половина учеников посещают такие школы. В очень плохом состоянии знаменитая некогда израильская медицина. Больницы не справляются с потоком больных. Быстрый рост численности населения привел к дороговизне жилья.

— А что с демографией. Население здесь растет или сокращается?

— Возможно, Израиль единственная развитая страна в мире, где имеет место быстрый рост населения. Профессор Рахель Альтерман из Техниона предсказала, что если к 2050 году население с нынешних почти 9 млн человек достигнет 18 миллионов, то 98% израильтян должны будут жить в гигантских небоскребах, каждый из которых будет насчитывать сотни квартир. Это приведет к невероятной нагрузке на транспорт, больницы, школы.

Согласно международным исследованиям, среди развитых стран Израиль выделяется самыми загруженными дорогами. Израильские классы так же переполнены, как и шоссе.

Если бы «бело-синяя» оппозиция сосредоточилась на этих недостатках и предложила серьезную программу социальных реформ — рост расходов на медицину и образование, финансирование строительства дешевого жилья для бедняков и т. д., может она бы и выиграла. Многие израильтяне устали от бедности. Но генералы привычно рассуждали о вопросах безопасности или же обещали всем все. Это показалось израильским избирателям не слишком убедительным. В конце концов, Биби обеспечил экономический рост на практике, а его оппоненты явно лишены конкретной программы в области экономики.

Нужно понимать, что нынешнее израильское общество очень неоднородно. Для него характерен раскол на этно-конфессиональные группировки, которые с подозрением относятся к другим социальным группам и голосуют за своих трайбалистских лидеров. Поэтому и правый и левоцентристский лагерь крайне фрагментированы. Половина или больше голосов обычно отдаются за небольшие партии.

— Какие группы поддерживают те или иные израильские партии?

— У левых это лейбористы («Авода») и МЕРЕЦ (левые либералы, выступающие за права гомосексуалистов). Есть также партия «Хадаш» (наследники Компартии, за которых голосуют израильские арабы) и другие арабские партии, однако, левоцентристы отказываются блокироваться с ними, отдавая дань сионистскому национализму.

Среди правых, это, например, русская этническая партия НДИ («Наш дом Израиль»), ультраправые вроде Союза правых партий (за них голосуют некоторые поселенцы и радикальные националистические слои). Исключительно велико влияние иудаистских религиозных партий, блокирующихся обычно с «Ликудом»: ШАС (объединение религиозных восточных евреев) и «Яхадут ха-Тора» (объединение европейских религиозных евреев). В общей сложности, иудейские фундаменталисты, сторонники создания в Израиле государства, основанного на законах еврейской религии, получили 16 мест в Кнессете, став третьей силой.

В основе успеха Нетаньяху лежит демографический перевес правого лагеря. Хотя некоторые люди могут колебаться между правыми и центристами вроде «Кахоль-лаван», в израильском обществе чем дальше, тем больше преобладают консервативно-религиозные, правонационалистические и ультраправые идеи.

Время работает на правую часть политического спектра. В религиозных семьях сверхвысокая рождаемость. Растет и число еврейских поселенцев на арабских территориях, а они, боясь уступок и мирного соглашения с арабами, которое может привести к эвакуации в Израиль и потере их домов, автоматически превращаются в электорат жестких националистов, крайне правых противников мира. Кстати, это — одна их причин, почему все правые правительства поддерживают строительство поселений на оккупированных палестинских территориях — тем самым они наращивают свой электорат.

— Связи Израиля и США традиционно сильны, а при нынешнем американском президенте окрепли еще больше. Что ожидает Израиль и Ближний Восток после нынешних выборов?

— В ближайшее время президент США Дональд Трамп намерен огласить свой новый план ближневосточного урегулирования, который уже назвали «Сделкой века». Детали его пока держат в секрете, но кое-что просачивается в прессу. Вероятно, речь идет о разделе палестинских территорий между Израилем, Иорданией и Египтом. Спонсором сделки выступит администрация США. От того, насколько серьезных уступок потребует «Сделка века» от Израиля, может зависеть выбор Нетаньяху партнеров по коалиции. Будет либо коалиция Нетаньяху с религиозными фундаменталистами от иудаизма, националистическими и крайне правыми партиями, либо (если Трамп потребует серьезных уступок), с более гибкими в арабском вопросе «бело-синими».

— Можно ли сказать, что официальная идеология Израиля — сионизм — претерпевает какие-то изменения сегодня? Если да, то что это за изменения?

— Драматичные процессы, которые сегодня развиваются в Израиле, связанны с изменением облика этого государства, с новой мутацией сионизма. Изначально государство Израиль было создано светскими националистами, сторонниками высокой роли государства в экономике, людьми наподобие Давида Бен-Гуриона, предшественниками партии «Авода», лейбористами. Были среди них и те, кто видел будущее Израиля как федерацию кибуцев — самоуправляющихся агропромышленных коммун с общей собственностью и властью собраний работников (прямой трудовой демократией).

Современный Израиль — это во все возрастающей степени консервативное государство, тяготеющее к пожизненному правлению одного лица (откуда уже недалеко и до монархии), где четверо из десяти школьников относятся к религиозным сектам. Государство с чисто капиталистической экономикой, суровой борьбой за существование и перенаселением. Такой Израиль начинает чем-то (хотя, конечно, далеко не всем) напоминать древнюю Иудею.

Беседовал Александр Желенин