Posted 29 апреля 2019,, 15:14

Published 29 апреля 2019,, 15:14

Modified 30 марта, 16:57

Updated 30 марта, 16:57

Балканское меню Макрона и Меркель

29 апреля 2019, 15:14
Берлинский саммит по Косово обречен на неудачу, однако Сербия все ближе к тому, чтобы признать независимость де-факто утраченного края.

По инициативе канцлера ФРГ Ангелы Меркель Берлин принимает лидеров балканских государств. Цель этого собрания, организованного германским руководством совместно с президентом Франции Эммануэлем Макроном, найти формулу, по которой Сербия могла бы признать независимость Косово.

Заявленная цель конференции — широкий диалог по вопросам стабилизации ситуации на Балканах и развития региона. Кроме сербов и косоваров в Берлин позвали глав государств и правительств Албании, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии, Словении, Хорватии и Черногории. Правда, как отметил сербский президент Александр Вучич, подбор политиков, которых зовут в Берлин, дипломатами из ЕС осуществлялся довольно ангажировано — шансы приехать на саммит у иностранных лидеров были явно тем выше, чем меньше у них симпатий к Сербии.

«Приглашен словенский премьер Марьян Шарец, но почему не позвали премьер-министра Румынии Виорику Дэнчилэ? Приглашен премьер Хорватии Андрей Пленкович, но нет премьера Болгарии Бойко Борисова, пригласили председателя совета министров Боснии и Герцеговины Дениса Звиздича, а не (председателя президиума федерации Милорада) Додика. Учитывая это, ясно, что наша делегация будет единственной, кто выступит против независимости Косова, но наша задача — бороться за свою страну», — сказал сербский лидер.

Переговорные позиции сторон известны и неудивительно, что Вучич накануне встречи несколько раз заявлял, что не верит в ее успех. Сербы хотели бы оставить за собой так называемое северное Косово — территории, населенные преимущественно сербами, где находится несколько стратегически важных для края инфраструктурных объектов. В свою очередь лидер косоваров Хашим Тачи ранее во время визита в США, который был, очевидно, одним из этапов подготовки к берлинской встрече, заявлял: «Если маленькая коррекция границы — это цена окончательного соглашения, тогда это должно быть приемлемым».

При этом речь явно шла о совсем мизерной коррекции, поскольку Тачи подчеркивал, что статус ключевых объектов на севере Косова (северная часть города Косовска-Митровица, водохранилище Газиводе с электростанцией и горно-обогатительный комбинат Трепча) не обсуждается — они должны стать частью независимого косовского государства.

Чтобы еще усилить свои позиции накануне переговоров в Германии, Тачи перед отъездом в Берлин заявил, что Косово также выступает за включение в его состав районов в южной части Центральной Серии, которые сегодня населены преимущественно албанцами.

Нет сомнений в том, что на это не согласятся не только сами сербы, но даже и европейские посредники в лице Франции и ФРГ. Это просто аргумент в торге с Белградом за северное Косово, виртуальное требование, которое можно обменять на вполне реальные водохранилище и горно-обогатительный комбинат.

Кстати, если косовары апеллируют к США, то Вучич перед переговорами в Берлине провел консультации с президентом РФ Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином. Эти страны независимость Косово не признали и вряд ли это сделают, даже если на это вдруг согласятся нынешние сербские власти. Китай — из-за Тайваня, а вот Россия потому, что косовская проблема позволяет ей активно участвовать в балканской политике.

Российские дипломаты, как говорят на Балканах, сегодня куда большие сторонники территориальной целостности Сербии, чем даже власти в Белграде. Ведь для сербов одной из целей является вступление в ЕС, а для наиболее прозападной части их политического истеблишмента — и в НАТО. Москву же в Евросоюзе подозревают в том, что она всячески стремится помешать его усилению за счет включения в свой состав последних балканских стран.

Насколько успешна собственно российская политика на этом направлении, судить сейчас сложно. Однако что касается нынешнего саммита, то сербское руководство явно отправилось туда без мандата на признание независимости Косово. Слишком туманны пока европейские обещания приглашения Сербии в ЕС, а масштаб противоречий все еще слишком велик, чтобы можно было договориться.

Иван Преображенский