Posted 8 мая 2019,, 15:51

Published 8 мая 2019,, 15:51

Modified 31 января, 22:46

Updated 31 января, 22:46

Доскачет ли туркменская лошадь до парламента?

8 мая 2019, 15:51
Калигула сделал коня сенатором, президент Бердымухамедов пока ограничился рэпом про ахалтикинцев. В других странах региона происходят свои трагикомедии.

Сильно не повезло жителям Туркмении нынешней весной, и это признают все — за исключением властей республики и их подпевал. Наоборот, считают последние, повезло, и даже очень, причем каждому жителю страны. А дело вот в чем: потоп в Ашхабаде и наводнение на юго-востоке страны стали настоящим стихийным бедствием. Машины плыли по улицам, как пароходы по рекам, но многие из них «наглотались» воды до уровня негодности. Затоплены подвальные помещения, первые этажи домов, подземные переходы, привокзальная площадь в Туркменбаши и т. д. Крыши многих строений, в том числе жилых, дали течь. В негодность пришел товар, завезенный в магазины и складские помещения, мебель и добро, нажитое туркменами. Благо, никто не утоп, но людям порой приходилось вплавь добираться до места назначения. Разумеется, пострадали и посевы на селе.

Но, как оказалось, информация эта не стоит внимания. То есть стоит в силу «полезности» разгулявшейся стихии, о чем рассказывает проправительственное агентство Orient. «Если вы еще не знаете всех преимуществ ходьбы под дождем, то вот их краткий список, — пишет оно на полном серьезе. — Доказано, что запах дождя оказывает успокаивающее воздействие на людей. Вы сжигаете больше калорий во время активного отдыха, когда идет дождь. Влажность делает вашу кожу здоровой, чистой и свежей. Воздух менее загрязнен во время дождя (что на самом деле не так важно, когда вы на автотрассе)».

В общем, агентство высмеяло сообщения о наводнениях как не имевших место. Другие провластные СМИ вообще игнорировали «стихийный» вопрос и ущерб, нанесенный хотя бы фермерам, которые говорят, что урожая пшеницы не будет, а хлопок придется сеять заново. Значит, соберут его поздно и не много.

По информации независимых туркменских источников, никакой помощи горожанам и фермерам власти не оказывают. Зато, по данным «Азатлык», они вынуждают фермеров разводить тутовый шелкопряд, не считаясь с тем, что дело это для них нерентабельное. Но не станешь разводить — отнимут арендованные земли. А государство запланировало до конца текущего года заготовить 2030 тонн коконов шелкопряда. И к этому провальному бизнесу оно привлекло бюджетных работников: им раздают личинки шелкопряда — для разведения.

Впрочем, кому как. Пока народ бедует, ахалтекинский жеребенок по имени Ровач (Процветающий) радостно ржет. Отчего же нет, ведь он любимец самого президента республики Гурбангулы Бердымухамедова, выгуливающего его и исполнившего недавно в честь этого благородного животного вокальную композицию в стиле рэп на музыку своего внука — Керимгулы, и под его же аккомпанемент.

Издание «Гундогар» отследило комментарии российских и других зарубежных СМИ на исполнение президентом уже второй композиции в стиле рэп — обе транслировались по местному телевидению. К дискуссии активно присоединились пользователи интернета. Как пишет «Ридус», некоторые даже «выразили искреннее восхищение музыкальными талантами главы республики. Песню про Ровача оценили даже за океаном. Других комментаторов удивила тематика исполненной композиции. Некоторые из них скептически отнеслись к воспеванию представителя семейства лошадиных, предложив „маэстро“ в следующий раз обратить внимание на других млекопитающих».

Строго говоря, лучше бы ему обратить внимание на людей и их нужды. Дефицит продуктов питания первой необходимости, включая муку, растительное масло и сахар, остается в силе. Жесточайшая безработица, всяческие несуразные «низзя» — женщинам красить ногти, высветлять волосы, носить шорты и бикини, водить автомобиль — тоже в силе. Со свободой слова в Туркмении в этом году стало еще хуже, чем в прошлом — в соответствующем рейтинге, опубликованном международной организацией «Репортеры без границ», республика заняла последнее, 180-е место. В прошлом году она была на 178-й позицию, а сейчас очутилась даже позади Северной Кореи и Эритреи.

Если же говорить о других государствах Центральной Азии, самой «продвинутой» оказалась Киргизия — за год с 98-й позиции она переместилась на 83-ю, значительно обогнав Таджикистан, занявший в рейтинге 161-е место. В прошлом году страна была на 149-м, то есть сейчас она свои позиции ухудшила. А вот Узбекистан улучшил — он на 160-м месте. Это «прорыв», по сравнению с прошлым годом, аж на пять позиций. В Казахстане ничего не изменилось — он остается на 158-й строке рейтинга.

Но вернемся к Туркмении. В этой «процветающей» стране людей вполне могут продержать в закрытом транспорте по 12 часов кряду, если «где-то по дороге» президент принимает гостей или навещает интересующий его объект. То, что в автобусах находятся дети и старики, и у каждого свои нужды, — значения не имеет.

Зато в республике, в которой уровень образования считается нижайшим, вдруг решили ввести ограничения на признание дипломов иностранных вузов. Радио «Азатлык» со ссылкой на соответствующий список информирует, что министерство образования республики с 1 сентября будет признавать дипломы десятков университетов России, Китая, Индии, по одному университету Белоруссии и Грузии, два казахстанских — Национальный университет имени Аль-Фараби и Евразийский имени Гумилева.

Деньги из Туркмении можно будет переводить только тем студентам, которые обучаются в «правильных» вузах. А другим — опять «низзя». Но это еще не все. Минобразования подготовило и список профессий, которые не велено получать в зарубежных вузах — дипломы Ашхабад не признает. Под запрет попали 146 специальностей. Среди них — журналистика, экономика «различных секторов», финансы и банковское дело, политология, социология, международные отношения, антропология, теология. Неугодными почему-то стали знатоки иностранных языков, включая даже английский, французский и китайский. Возможно, да и то — в виде исключения, будут признаны дипломы вузов, входящих в Топ-1000 лучших мировых образовательных учреждений, однако каких именно — неизвестно. Кстати, в самой Туркмении нет ни одного вуза, входящего в Топ-1000.

В школах республики учеников уже готовят к нововведению — разъясняют, что нет смысла поступать в вузы и на специальности, не признаваемые местным министерством образования. Причем родителям студентов, игнорирующих это правило, запретят пересылать учащимся деньги. Вообще же из страны переводить деньги за границу не разрешают, исключение иногда делают именно для семей студентов.

Пока в Туркмении радостно ржет Ровач, Бердымухамедов проводит выездное заседание Совета безопасности в песках Каракума, гоняет на квадроцикле, а население пребывает в недоумении от образовательных маразмов, Узбекистан озабочен вопросом бесперебойности справления физиологических нужд у человека. В частности, Podrobno.uz со ссылкой на информацию Госкомтуризма сообщает, что в республике запустили интерактивную карту для поиска туалетов. Узбекским предпринимателям даже предоставили льготы для строительства и обеспечения работы сортиров по всей стране. За участие в соответствующем бизнесе население агитируют даже через смс-рассылки.

К области физиологии можно также отнести повышение в стране минимального возраста женщин для вступления в брак. То есть в 17 лет, как это возможно сейчас, — рано, а в 18 — уже можно. Таким образом, минимальный возраст для создающих семью особей обоего пола уравнен. Новый закон начнет действовать с 1 сентября текущего года. Но как и в любом законе в нем есть лазейки. Если юная женщина беременна или уже стала мамой, брак можно будет зарегистрировать и по достижении ею 17 лет.

Вообще «женский вопрос» стоит в Узбекистане довольно остро, но здесь заметны движения в сторону его решения и защиты «слабого пола» — и в самой республике, и в случае брака ее гражданки с иностранцем. Вышедших замуж за «интуристов» гражданок Узбекистана включат в специальный реестр с тем, чтобы с ними можно было поддерживать связь и быть в курсе условий их жизни на чужбине. Как сообщили в Комитете женщин Узбекистана, в этом деле им обещана помощь МВД республики.

Весьма своевременная мера, поскольку случаи семейного насилия участились — как со стороны мужей-иностранцев за рубежом, так и «своих» супругов в Узбекистане. В стране в прошлом году открыли 130 центров реабилитации для женщин, пострадавших от насилия в семье. Еще одно новшество: после развода женщину с детьми или без них не смогут вышвырнуть на улицу: она получила право на проживание в доме бывшего мужа или свекра.

А вот в Таджикистане заботятся не только о женщинах, но вообще обо всех — вернее, о зрении нации, причем весьма оригинальным способом: подорожанием интернета и введением единых тарифов от всех провайдеров. Если раньше пользователи интернета могли купить 3 000 Мб за 65 сомони (450 рублей), теперь им придется платить почти втрое больше — 186 (почти 1300). Как пишет Asia—Plus, заместитель председателя Службы связи республики Илхом Атоев сообщил изданию, что с повышением цен на интернет люди «Меньше будут играть, портить свое зрение, и будут беречь свое здоровье». А еще он подчеркнул, что молодежь «заходит в виртуальный мир и оттуда не возвращается». Интересно, куда же она девается?

Реально же молодежь этой крайне бедной страны, занявшей, однако, в первом квартале текущего года третье место в мире по продаже золота (1 тонна), массово уезжает на заработки в другие страны, преимущественно в Россию, поскольку на родине — нищета и безработица. Вот оттуда она действительно не хочет возвращаться, но за это в Таджикистане наказывают родителей. Так, информирует «Ахбор», родителей молодых людей призывного возраста, находящихся за пределами страны, задерживают силовики с тем, чтобы такая мера вынудила их сыновей вернуться домой и отправиться в армию. Уклонение от службы, конечно, не самый лучший поступок для мужчины, но при чем тут родители? И вообще, как насчет прав человека и верховенства закона, уровень которых, по данным Fund for Peace и журнала Foreign Policy, в 2019 году продолжает оставаться в Таджикистане крайне низким.

Обзор комедий и драм республик Центральной Азии завершим «эстетической» информацией. По сообщениям ряда независимых СМИ, отслеживающих события в регионе, интересный объект для внешнего усовершенствования появился у фоторедакторов Казахстана. Они постоянно омолаживают нового президента республики Касым-Жомарта Токаева: сглаживают морщины, улучшают цвет лица, убирают второй подбородок. Все это легко проделать в компьютерной программе Photoshop. Раньше, когда он был спикером Сената, о его визуальном имидже фотожурналисты не заботились. Сейчас — дело другое.

Ирина Джорбенадзе