Posted 9 сентября 2013,, 01:15

Published 9 сентября 2013,, 01:15

Modified 31 марта, 17:24

Updated 31 марта, 17:24

Навальный сломал систему

9 сентября 2013, 01:15
Евгений Евдокимов
Референдум о доверии политической системе России, которым должны были стать выборы мэра Москвы, похоже, превращается в ее похороны - вне зависимости от того, удастся ли Алексею Навальному выиграть битву за второй тур.

Мало того, что уверенной победы у Сергея Собянина, которому социологи прочили уровень поддержки в районе 60 процентов голосов, не получилось. Столичная власть с треском провалила распиаренную кампанию по проведению образцово-показательных чистых и честных выборов.

В итоге стабилизировавшаяся вроде бы ситуация, когда протест в столице погас, а люди, выходившие на улицы, оказались деморализованы и разобщены, вновь возвращается к тому накалу страстей, что и в декабре 2011 года.

А как красиво все было задумано! Московский мэр (политический тяжеловес федерального масштаба с большими карьерными перспективами), обладающий высоким уровнем поддержки, добровольно уходит в отставку и идет на выборы.

Причем не просто на выборы, а на выборы максимально возможно конкурентные, ведь в них участвуют видные представители всех «больших» партий и даже один несистемный оппозиционер, которого специально для этого феноменальным образом выпускают из тюрьмы, где он уже вроде бы начал отбывать пятилетний срок.

Эти выборы власть проводит максимально честно и прозрачно, Собянин легко их выигрывает, приобретая завидную легитимность и, заодно, указывая всяким несистемным блогерам их реальное место под солнцем.

Что в итоге?

Такой нервотрепки, как этой ночью, ни в Кремле, ни на Тверской 13 явно никто не ожидал. О невиданной чистоте выборов пришлось забыть уже в восемь часов вечера, когда из участковых избирательных комиссий, где вскрыли урны для голосования, начали поступать ошарашивающие данные о реальном уровне поддержки Алексея Навального.

Властям сначала пришлось проглотить свои обещания назвать имя нового мэра еще до полуночи, а затем, судя по колоколам, в которые бьют наблюдатели, поспешно взяться за старое – за то, что эксперт по нашей избирательной системе Дмитрий Орешкин элегантно называет «воздействием на результат выборов со стороны электоральной администрации».

О легком выигрыше с солидным уровнем поддержки тоже пришлось забыть. Легитимность мэра Москвы по фамилии Собянин, если выборы все же завершатся в первом туре, станет еще более спорной, чем у нынешней Государственной думы.

50 с небольшим хвостиком процентов голосов – это крайне токсичный результат для Собянина, который не только осложнит ему жизнь на с таким трудом сохраненном посту, но и, с большой долей вероятности, уничтожит его карьерные перспективы.

Попутно прилетело и пресловутым «большим» партиям, позорно низкие результаты которых вопиюще свидетельствуют о полной неремонтопригодности российской партсистемы. А ведь скоро выборы в Мосгордуму, а там и до федеральной парламентской кампании недалеко.

Навальный же, напротив, по итогам 8 сентября официально стал политиком федерального масштаба с перспективами даже еще более захватывающими, чем те, которые утратил Собянин.

Тем не менее, нельзя не отметить, что эмоции затмили рассудок обеим сторонам. Власти действовать разумно помешал испуг, команде Навального – эйфория. Самопровозглашение второго тура и откровенный шантаж мэрии протестными акциями может оказаться для команды Навального крайне несвоевременной ставкой ва-банк. Ведь нынешними выборами амбиции их лидера далеко не ограничиваются – он этого не только не скрывает, но даже сделал лозунгом своей предвыборной кампании.

Получить почти 30 процентов голосов (невиданный, фантастический результат!) и загреметь по новому «болотному делу» будет большой нелепостью. Да и кресло московского мэра не настолько вожделенная цель, чтобы ради него ставить на кон все.

Понятно, что крайне обидно уступать с таким счетом (51,19% у Собянина и 27,35% у Навального после подсчета более 97% протоколов). Ведь никто и никогда не подходил ко второму туру так близко.

Чтобы оценить масштаб, напомню итоги предыдущих выборов мэра Москвы. В 2003 году Юрий Лужков получил 74,83 процента, а его ближайший соперник, бизнесмен Александр Лебедев, только 12,78%. В 1999 тандем Лужков-Шанцев (мэр и вице-мэр тогда избирались в одной связке), разгромил пару Сергей Кириенко-Вячеслав Глазычев со счетом 69,9 на 11,3 процента.

Однако если посмотреть на ситуацию без эмоций, то почти треть голосов поддержки, обескровленный главный противник и унасекомленные остальные конкуренты – это ведь результат, которому могут позавидовать все политические лидеры современной России, кроме Владимира Путина. Так что вот они теперь вдвоем в высшей лиге и играют – Путин и Навальный.

Ну и, есть еще две группы потерпевших. Первая – провластные политологи. Им теперь надо будет здорово поизощряться, чтобы интерпретировать итоги этих выборов в рамках пропагандируемой ими политической модели: авторитет власти непререкаем, упирающаяся в Путина вертикаль власти незыблема, главный запрос народа – стабильность, а все несогласные с этим – наймиты Госдепа. Придется изобретать какую-то новую картину мира.

Вторая – официальные социологи. Их дружный провал, выразившийся в неспособности не только спрогнозировать итоги выборов, но и провести качественные опросы избирателей (хотя бы, просто предсказать явку), говорят о том, что с этой наукой у нас тоже «что-то пошло не так».

Впереди интересные времена. И эти выборы только пролог к ним.

Евгений Евдокимов