Posted 12 февраля 2016,, 13:16

Published 12 февраля 2016,, 13:16

Modified 31 марта, 04:21

Updated 31 марта, 04:21

Пустота как проект будущего России

12 февраля 2016, 13:16
Сергей Лесков
Страна увязла в сиюминутных заботах, и даже если с неба упадет квантовый компьютер, мы будем считать тарифы на парковку.

Повестка дня в современной России формируется сносом ларьков и метанием продуктов в лицо политикам. Можно совместить два занятия, все равно продукты пропадают. Метание тортов и яиц зародилось в Москве и Ярославле, где особо сильны духовные скрепы, так что патриотический почин несомненно подхватят и в других городах.

Будем справедливы к верховной власти. Снос «гадюшников» – это апофеоз креатива руководителей регионального масштаба. В правительстве масштаб неизмеримо круче – контроль за распределением оставшихся в казне денег и ожидание в стартовой позиции роста цен на нефть. Поддержка малого и среднего бизнеса, о которой власти говорили дольше, чем большевики о революции, признана утомительной и символически почила в бозе в ходе тотального разрушения торговых павильонов.

«И чем дальше, тем мельче вырабатываются людишки, пока наконец на сцену не выходят худосочные зауморыши», - писал Салтыков-Щедрин, которого цитируют все чаще, что само по себе грустное явление. Россия увязла в мелких сиюминутных заботах, общий язык с другими странами находит только в горячих точках. Проекта будущего у России не только нет, но даже мысль о том, что надо думать о будущем, нас не посещает. Раньше тоже много ломали, но на освободившихся площадях величественные дворцы строили. А теперь разрушение – как самоцель, ибо пустота – комфортное и привычное состояние разума.

На неделе в России незамеченным прошел День науки. Надуманный праздник, но стало совсем обидно, что нам совсем не до науки. Не знаю ни одной другой страны, где политики были бы так равнодушны к будущему. В Швеции, которая на протяжении 20 лет входит в мировую тройку лидеров по доле науки в ВВП, принято решение к 2020 году практически полностью отказаться от углеводородного топлива.

Этим путем идут и другие развитые страны. Прежде всего, Германия, которая в общем объеме экспортного газа из России забирает 20%, а экспортной нефти – 10%. Всего за углеводороды Германия платит России $20-25 миллиардов каждый год. Но программы альтернативной энергетики в Германии тоже набирают обороты. И эти программы для России значительно опаснее, чем настроения бывшей комсомолки Меркель.

Мы уже прозевали сланцевую революцию. И не замечаем, что в Европе происходит еще одна - в энергетических распределительных сетях. Обладатели ветряков и солнечных батарей сбрасывают излишки энергии в общую сеть, превращаясь из безропотных потребителей энергии в генерирующих агентов. Только вдумайтесь: производство энергии теперь осуществляется совместно, по принципу торрентов. Объемы и мощности пока невелики, но скорость научно-технической революции настолько высока, что дух захватывает.

Кстати, с проявлением новой политики Евросоюза в отношении распределительных сетей Россия столкнулась при согласовании «Южного потока». Третий энергопакет ЕС, из-за которого Россия в 2014 году отказалась от проекта строительства этого мощного газопровода в Европу, предполагает непривычную конкуренцию в распределительных сетях, что невыгодно производителю газа. Теперь, поскольку «Турецкий поток» приказал долго жить, начались разговоры о возобновлении «Южного потока». Придется пойти на компромисс, но главное – обойти Украину. Это предел устремлений.

Мы с любопытством наблюдаем за праймериз в США. Действительно, дебаты – забавное зрелище. И уж совсем экзотично то, что никому в Америке не ведомо, кто станет президентом. Но мы абсолютно не обращаем внимания на то, какие вопросы на праймериз задают кандидатам. Едва ли не главный козырь Берни Сандерса, который стал лидером у демократов, - предложения по реформе образования, чтобы даже высшее образование стало бесплатным. Потому что это главный потенциал общества.

Хилари Клинтон говорит том, что нанесет решительный удар по болезни Альцгеймера, которой страдают пять миллионов американцев. Каждого кандидата допекают вопросами о льготах при переходе с бензина на биотопливо. (Кстати, биотопливо – один из центральных пунктов энергетической программы даже в северной Швеции).

Недавно прошел съезд «Единой России», которая сконцентрировала в своих рядах самые светлые умы и самые чистые души, но даже намека на дискуссии вокруг подобных проблем на этом громком мероприятии не было.

Московские власти, воодушевленные организацией парковочного пространства и сокрушительной победой над торговыми павильонами, задумали еще одну запретительную меру – окоротить компанию Uber. Конечно, это враг. Потому что зарабатывает за счет мозговой деятельности, что у нас не принято. Услуга Uber - это платформа для работы такси без таксопарка и даже без оператора. Идея проста до гениальности - все, кому не лень, могут превратиться в таксиста на час. Uber берет 20%, остальное – водителю.

За пять лет капитализации компании Uber превысила стоимость «Газпрома». Из-за низкой доли интеллектуального вклада наш «голубой гигант» создает минимальную добавленную стоимость и проигрывает компаниям из сферы высоких технологий. Объем рынка офшорного программирования Индии, чем, не выходя из дому, занимаются босые программисты, составляет $20 миллиардов и растет на 20% в год. Экспорт «Газпрома» - не более 40 миллиардов…

И хотя в Uber все-таки согласились пойти на соглашение с московскими властями, бороться с принципами, на которых построена эта компания, глупо, потому что это модель будущего. Не исключено, что скоро по схожему принципу будет построена полиция. И «скорая помощь». И многие другие общественно значимые службы. Через пять лет 85% территории планеты будет покрыто беспроводным интернетом. И это произойдет помимо воли отдельных правительств, которые технически не смогут воспрепятствовать прогрессу.

Будущее – это материализация возможностей интеллекта, демонтаж архаичной вертикали управления и децентрализация ресурсов. Биткоины неминуемо станут международной валютой. По прогнозам экспертов, в 2028 году солнечная энергетика закроет практически львиную долю энергетических проблем человечества.

Нет, нельзя сказать, что российская земля перестала рожать «быстрых разумом Невтонов». В самом нашумевшем научном событии последних дней – экспериментальном подтверждении существования гравитационных волн – одним из соавторов открытия стал выпускник Новосибирского госуниверситета Сергей Клименко. Кроме того, только что пришло сообщение, что ученые Колумбийского университета Нью-Йорка в сотрудничестве с Принстонским университетом и Национальным институтом материаловедения Японии в остроумном эксперименте доказали возможность высококачественных контактов между графеном и сверхпроводниками. Это открывает прямую дорогу к созданию квантового компьютера. Важную роль в работе сыграл профессор Константин Ефетов, выпускник МФТИ.

Выпускниками МФТИ являются и Нобелевские лауреаты Андрей Гейм и Константин Новоселов, которые работают в Манчестере. Год назад профессор Гарвардского университета и тоже «физтех» Михаил Лукин впервые получил вещество, которое состоит не из атомов, а из частиц света. Это еще один прорыв к квантовым компьютерам, которые по мощности значительно превзойдут возможности человеческого мозга.

Но когда появится квантовый компьютер, мы купим его и приспособим для оптимизации парковочных тарифов и поиска затаившихся «гадюшников».

Сергей Лесков