Posted 10 мая 2016,, 14:54

Published 10 мая 2016,, 14:54

Modified 31 марта, 03:24

Updated 31 марта, 03:24

В коммунизм и обратно

10 мая 2016, 14:54
Александр Желенин
Нашего человека, которого не воротит от европейских ценностей, в Швейцарии многое удивляет и умиляет одновременно.

Мы — небольшая делегация российских ученых-историков и журналистов приехали в Швейцарию на научную конференцию, посвященную столетнему юбилею другого события — Кинтальской конференции, проходившей в швейцарских Альпах ровно сто лет назад, в разгар Первой мировой войны. Поездка была довольно утомительной: перелет из Москвы в Цюрих, затем поездом до Берна, от Берна другим поездом до Райхенбаха, а оттуда местным автобусом по горному серпантину до деревни Кинталь.

Сто лет назад участники международной конференции социалистов, искавших выход из кошмара мировой войны, разоблачали здесь свои правительства и соратников, которые предали идеи социализма и пошли в услужение этим правительствам. Они добирались в Кинталь по той же дороге, но на лошадях. Не без основания тогда шутили по этому поводу, что все социалисты-интернационалисты Европы спокойно умещаются на четырех подводах.

Однако со временем взгляды абсолютного меньшинства стали массовыми. Их призывы во многом стали лозунгами великой русской революции 1917 года, потрясшей необозримые просторы бывшей Российской империи. На основе этих идей возник III коммунистический Интернационал.

Да, можно сказать, что впоследствии эти идеи были перевернуты в прямо противоположную сторону, а вместо Российской империи возникла империя Советская. Но если на месте одного рабства возникает другое, это не повод прекратить бороться против рабовладения.

Но вернемся к сегодняшней Швейцарии. Самое главное, что здесь приятно удивляет, это доброжелательные отношения между людьми. Если вы обращаетесь к кому-то на улице или в поезде, вам непременно улыбнутся и постараются сделать все, чтобы помочь.

В перерыве заседаний научной конференции мы ходили в горы, благо они прямо здесь же, за стенами гостиницы. Узкая асфальтированная дорога без обочин идет из поселка в сторону снежных шапок. Идем, фотографируем окружающие красоты. Сзади замечаем автомобиль, за рулем женщина, которая смущенно улыбается нам, дескать, простите, что помешала, машет приветливо рукой. Следующая машина, за ней другая. Все то же самое: водители приветствуют нас, как старых приятелей, все как один дружелюбно улыбаются и аккуратно нас объезжают. Никакого раздражения, недовольства на лицах.

1 мая едем на перекладных до Берна на первомайскую профсоюзную демонстрацию. Берн - столица Швейцарской конфедерации и одноименного кантона, по преимуществу германоязычный город. Всего в Швейцарии четыре государственных языка — немецкий, французский, итальянский и романшский (швейцарский ретроманский). Абсолютное большинство жителей говорит на немецком и французском, 8% процентов — на итальянском и всего около двух тысяч на романшском. Объявления, вывески, реклама здесь обычно дублируются на нескольких языках, в том числе, и английском.

Связи германоязычного Берна с Германией довольно прочны. Традиции тоже схожи. В том числе, пролетарские. Говорят, местные леваки в духе традиций немецких соратников на 1 мая любят подраться с полицией. Что ж, интересно посмотреть, как это у них происходит.

Приезжаем в Берн. Демонстрация уже началась. На одной из центральных улиц старого города собралось от 500 до 1000 человек. Играет музыка, настроение у всех приподнятое. С погодой, правда, не задалось, дождь, пасмурно, около 5 градусов тепла. Никакой агрессии ни с чьей стороны не замечаем. Пытаюсь разглядеть полицейских. Насчитал четырех человек. Из них две девушки. Все в специальных оранжевых накидках, чтобы было издалека видно. У нас в таких ходят строительные рабочие.

Прошу женщину-полицейскую разрешения сфотографировать ее. Нет проблем, пожалуйста.

Никаких драк, все мирно, спокойно. По ходу дела фотографирую улицы старинного Берна. Оборачиваюсь, и понимаю, что нахожусь на трамвайных путях. Прямо за спиной стоит трамвай с пассажирами. Тихо подошел, я даже не услышал. Водитель не сигналит, не орет, дескать, освободи дорогу. Стоит спокойно, ждет, когда человек закончит фотографировать и уйдет с рельсов. За ним еще два длиннющих красных трамвая. В общем, устроил пробку...

Еще одна важная деталь, сильно волнующая наших соотечественников, насмотревшихся отечественного ТВ, - мигранты. Их действительно довольно много. Из тех, что бросаются в глаза своей внешностью — африканцы, индусы, пакистанцы. За несколько дней не видел ни одного конфликта между ними и местными. Зато постоянно приходилось наблюдать, как мигранты общаются с местными — дружелюбие и улыбки с обеих сторон. Никаких тебе злобных взглядов, ссор или драк.

Вообще, сложилось впечатление, что, попав в Швейцарию, те же африканцы и азиаты перенимают стиль поведения у местных жителей, становятся столь же вежливыми, спокойными и дружелюбными.

На железнодорожной платформе в Райхенбахе я разговорился с молодым африканцем. Он ехал со своим местным приятелем в школу. Говорит только по-немецки. Родился в Швейцарии, мама из Сомали. Один день оба учатся в школе, четыре работают малярами. Друг у него из соседнего городка — чеченец. В общем, нормальный европейский интернационал.

Так что никакого «конца Европы» я здесь не заметил. Наоборот, увидел ее продолжение и гармоничное развитие на новом этапе.

Еще штрих. Один из российских участников конференции потерял железнодорожный билет. Обнаружил это уже в поезде. А за безбилетный проезд здесь можно выложить 100 франков (примерно 6800 рублей). И вот идет контролер. Подходит к нашему товарищу. Тот объясняет, что так, мол, и так. Билет купил, вот, коллеги могут подтвердить, но потерял. «Ну, что ж, бывает, ничего страшного, - говорит контролер. - Каждый может потерять. Счастливого пути!». И уходит. «Вот так все просто», - удивляется наш коллега. Доверие между людьми, это такая штука, которую ни за какие деньги не купишь и которую по-настоящему можно оценить, лишь попав в сложную ситуацию.

Когда-то один из русских эмигрантов, основоположник современного анархизма и русского народничества Михаил Бакунин, который последние годы своей жизни провел в Швейцарии и там же похоронен, сказал, что эта страна вполне устраивает его, за исключением того, что он опасается потерять здесь свой революционный дух. И это понятно. Швейцария и на уровне человеческих отношений, и на уровне взаимодействия центра и регионов (настоящий, а не бумажный федерализм, развитое местное самоуправление) вполне себе коммунистическая страна. За минусом товарно-денежных отношений и высоких цен, конечно.

Если вы хотите покоя, простых, понятных, разумных, уважительных, доброжелательных отношений между людьми, то вам сюда. Впрочем, ведь можно попытаться наладить такие же отношения и у себя дома.

Александр Желенин