Posted 17 июля 2019,, 09:30

Published 17 июля 2019,, 09:30

Modified 30 марта, 16:23

Updated 30 марта, 16:23

Венгрия хозяйничает в Закарпатье

17 июля 2019, 09:30
Алла Ярошинская
Накануне выборов в Раду Украины посланцы Будапешта зачастили с визитами на запад страны, поддерживая «своих» кандидатов.

Чем ближе к пику украинского избирательного процесса — дню выборов в Верховную раду, — тем громче сопровождающие его скандалы. От нецензурного заявления бывшего президента Порошенко в адрес оппонентов, до гранатометного обстрела оппозиционного телеканала «112» в центре Киева. На фоне подобных событий, пока украинские партии и партийки дерутся за влияние на избирателей, в тени остаются не менее интересные события, происходящие на западной окраине страны. Речь идет о Закарпатье и его украинских венграх. И, по большому счету, не столько даже о выборах, сколько о дальнейшей судьбе этого «угла» Украины.

В жестком противостоянии Будапешта с Киевом — из-за вступившего вчера действие «мовного» закона, запрещающего даже общение в госструктурах на языках национальных меньшинств, — появился новый ракурс. Венгерское правительство напрямую вмешивается в избирательный процесс депутатов Верховной рады, уже и не пытаясь это вуалировать. Даже слепому за несколько лет противоборства ясно, что оно напрямую связано с попыткой не мытьем так катаньем, не сейчас, так при удобном случае в будущем, оторвать кусок «своего» Закарпатья. (Мадьярам, к слову, помогают в этом и малообразованные украинские «патриоты» — из тех, кто до сих пор, захлебываясь, требует от России денонсации так называемого Пакта Молотова-Риббентропа, по которому часть территории восточноевропейских стран отошла в свое время Украине.)

Впервые за много лет ради достижения промежуточной цели (получить «своих» депутатов в высшем законодательном органе Украины) венгерская власть сделала все, чтобы закарпатская община соотечественников (это 150 тысяч), которая доселе была разделена распрями и внутри себя, пошла на выборы дружными рядами. Хотя до недавнего времени единство мадьяр на украинской территории постоянно омрачалось соперничеством между двумя их общественными организациями, претендующими на роль исключительного «поводыря». Это — Общество венгерской культуры Закарпатья (ОВКЗ) и Демократический союз венгров Украины (ДСВУ).

В конце июня в закарпатском Берегово (почти тотально венгерском) случилось тихое событие с громким резонансом в дипломатических кругах Венгрии. Эти организации подписали свой «пакт о ненападении» — политический договор о сотрудничестве на ближайших парламентских выборах. (На сайте Демократического союза венгров Украины его экзотически называют «венгерско-венгерским соглашением».) Прежде всего — согласование кандидатов и взаимная поддержка. Подобной дружбы местных венгров против остальных кандидатов, похоже, никогда не было доселе. Их распрями обычно пользовались претенденты невенгерского происхождения, чтобы оторвать себе электорат.

По его мнению, важно, чтобы интересы венгров за рубежом были представлены и на местном уровне, и на уровне национального парламента. Венгры (за рубежом) должны сохранять единство, что особенно важно во время парламентских выборов. Замечу, это было озвучено больше года назад. И пока что все идет по венгерскому плану.

На своей странице в Фейсбуке Орбан обозначил суть встречи с украинским кандидатом в депутаты ВР коротко и емко: «Для нас главное — Закарпатье». Удивительным образом это совпадает с лозунгом, под которым три «венгерских» кандидата — Василь Брензович, Йосип Борто и Миклош Товт — ведут свои предвыборные кампании по мажоритарным округам Закарпатья. Интересно, что на венгероязычных сайтах организаций эти лозунги пишутся на украинском и мадьярском, а Василь Брензович в венгерском варианте превратился в Ласло. Украинская версия сайтов практически не поддерживается.

По оценкам журналистов «Европейской правды», реальные шансы на победу имеет лишь кандидат, идущий по округу № 73. В него входят Виноградовский, часть Береговского и Иршавского районов, включая райцентры Берегово и Виноградов. Именно этот мажоритарный округ когда-то являлся основой Притисянского избирательного, в котором большинство составляли этнические венгры. Растащив сейчас его избирателей по другим округам, власть таким образом решила обезопасить себя от провенгерского представителя в парламенте страны. Уже много лет община пытается восстановить округ (особые надежды возлагались на новую майданную власть), однако тщетно. Василь Брензович в свое время даже грозился обратиться с иском к Украине в Европейский суд по правам человека. Но раздумал после того, как в 2015-м попал в верхние ряды списка кандидатов в депутаты от партии «Блок Петра Порошенко».

Чем ближе к выборам, тем активнее становится венгерское «наступление» на Закарпатье. Вот лишь последние визиты, которые приводит «Европейская правда»: 10 июля — представитель правительства Венгрии Иштван Грежи принимал участие в закладке капсулы в строительство Венгерского дома в селе Середнее и в открытии учебно-воспитательного комплекса в селе Гапоч; 11 июля — визит в Берегово зам. министра МИД Венгрии Левенте Модёра, представившего новые грантовые возможности для закарпатцев (только за последнее три года по этой линии венгры направили соотечественникам 41 млн евро); 15 июля — вояж главы администрации премьер-министра Венгрии Гергея Гуйяша на открытие реформаторской церкви в селе Паладь-Комаровке, что в Ужгородской области. Отреставрирована она за деньги бюджета соседней страны. 16 июля — визит, и опять в Берегово, главы венгерского МИД Питера Сийярто для встречи с лидерами венгерской общественности Закарпатья. Не слишком ли густо за полмесяца? И не злоупотребляют ли терпением официального Киева и его гостеприимством мадьяры?

За такими визитами стоят, прежде всего, немалые деньги и материальные блага, которыми вот уже несколько лет осыпает Будапешт «своих». Не говоря уже о социальных проектах: за последние годы обе венгерские организации усилили свои политические партийные структуры, одна из них переехала в новый офис, расширили штат и вещание венгерских (украинских) СМИ, прикупили даже 50% акций местного телеканала — за все заплатила Венгрия. Ну, а кто платит, тот заказывает музыку и девушку танцует. Интересно, что украинские официальные лица не приезжали сюда так часто, как венгерские, не то что в течение двух недель, но и за несколько лет. Так кто же в Закарпатье теперь хозяин?

Алла Ярошинская