Posted 16 октября 2019,, 12:17

Published 16 октября 2019,, 12:17

Modified 30 марта, 15:46

Updated 30 марта, 15:46

Последний бой Качиньского?

16 октября 2019, 12:17
Игорь Грецкий
Успеху правящей партии «Право и Справедливость» в Польше способствовало полное отсутствие у оппозиции позитивной повестки дня.

Парламентские выборы в Польше завершились со вполне ожидаемым результатом. Правящая партия «Право и Справедливость» (ПиС), набрав 43,59% голосов, сохранила за собой большинство мест в Сейме и, как и четыре года назад, может теперь самостоятельно сформировать правительство. Политические оппоненты могут утешить себя тем, что в Сенате ПиС утратила абсолютное большинство, но все же ее представительство по-прежнему остается самым многочисленным.

Ледяной душ для оппозиции

Парламентскую кампанию оппозиция проиграла еще весной, когда состоялись выборы в Европейский парламент. Фактически, то был смотр сил перед осенней схваткой за места в Сейме и Сенате. Тогда пяти ведущим оппозиционным партиям удалось создать широкую коалицию со звучным названием «Европейская Коалиция». Ее главный месседж для общества можно сформулировать так: постоянно перебраниваясь с Брюсселем, партия Ярослава Качиньского ставит под угрозу главное достижение польского общества последних 30 лет — членство в Европейском Союзе, и настало время защитить его. Практика, однако, показала, что население воспринимает конфликт правительства ПиС с европейскими чиновниками несколько иначе. Несмотря на то что более 80% поляков поддерживают идею объединенной Европы, ЕС многим видится прежде всего как добровольное объединение суверенных государств, а не самостоятельный наднациональный институт европейской интеграции. В таком ракурсе строптивость польского руководства в отношениях с Брюсселем обывателю кажется не безответственной политикой, а демонстрацией «патриотизма». То есть, продать правоконсервативному электорату образ ПиС как партии, действия которой приведут к Polexit-у, было изначально делом бесперспективным.

Кроме того, весной оппозиция бросила все свои силы на мобилизацию электората для участия в голосовании, полагая, что рост явки будет на руку именно «Европейской Коалиции». Все получилось ровным счетом наоборот. Феноменально высокая активность избирателей на выборах в Европарламент сыграла на руку правящей партии. В итоге «Европейская Коалиция» на финише отстала от ПиС на 7%. Ее лидеры не скрывали разочарования. Уверенная победа партии Качиньского их деморализовала. Оказалось, что создания коалиции и высокой явки недостаточно для того, чтобы потеснить ПиС на политическом Олимпе. А «плана Б» и дополнительных козырей на этот случай оппозиция не предусмотрела.

Схетына: уйти нельзя остаться

Все лето в главной оппозиционной партии «Гражданская Платформа» велись дискуссии относительно того, что делать дальше. После выборов в Европарламент «Европейская Коалиция» распалась, а у входивших в нее политических сил уже не было большой уверенности в том, что новый альянс «все-против-ПиС» станет успешным проектом. В коалиции с «Гражданской платформой» остались не хватающие звезд с неба зеленые и «Новочесна». В кулуарах «Гражданской Платформы» заговорили о необходимости перемен в руководстве партии. Речь шла прежде всего о том, что лидер партии Гжегож Схетына должен взять на себя ответственность за невразумительные результаты и покинуть нынешний пост, но уже после парламентских выборов.

В свою очередь Схетына, желая остаться у руля, стал отодвигать на второстепенные позиции потенциальных претендентов, тем самым ухудшая атмосферу внутри «Гражданской платформы». Например, достаточно влиятельному внутри партии бывшему министру здравоохранения Бартошу Арлуковичу на посту главы избирательного штаба он предпочел менее искушенного в политике Кшиштофа Брейзу. Кроме того, он сильно затянул с выдвижением Малгожаты Кидава-Блоньской на должность премьер-министра. Та же мотивация лежала в основе устроенной им чехарды в региональных избирательных списках партии. Так, вместо Цезаря Грабарчика, бывшего министра инфраструктуры в правительстве Дональда Туска, номером один в лодзинском списке он сделал спортивного комментатора Томаша Зимоха. В знак протеста мэр Лодзи Ханна Здановска вышла из состава избирательного штаба партии.

Постепенно погружаясь в бездну внутренних микроконфликтов, главная оппозиционная сила страны шла ко дню выборов по инерции, не имея ясного представления о том, как именно можно одолеть ПиС. К Гжегожу Схетыне у однопартийцев накопилась масса неудобных вопросов. Вероятно, в ближайшее время он покинет должность председателя «Гражданской Платформы», и вместо него партию возглавит Богдан Здроевский — еще один соратник Туска.

Рецепт для победителей

Многие оппозиционные политики полагают, что ПиС постоянно побеждает в основном за счет поддержки электората деревень и малых городов юго-востока страны, который называют цитаделью правящей партии. Ее позиции действительно очень крепки в консервативной польской глубинке. Однако за нее также массово голосуют представители среднего класса и интеллигенции из больших городов. В Варшаве, например, ПиС в ходе последних трех парламентских выборов стабильно получала 27-30% голосов. Так каковы же составляющие успеха партии Качиньского?

Во-первых, создавая очередную предвыборную стратегию, руководство ПиС опирается на детальные и глубокие социологические исследования, целью которых является точное диагностирование общественных проблем. Ключевую роль здесь играет Центр стратегического анализа, возглавляемый профессором Вальдемаром Парухом. На основе опросов и фокус-групп по каждому повету разрабатывается электоральная карта с составлением подробного образа избирателей с их чаяниями и потребностями. При помощи собранных данных, структурированных по возрасту, месту проживания и полу, создаются симуляционные модели с целью спрогнозировать поведение и реакцию избирателей на те или иные инициативы, а также понять, как можно эффективно мобилизовать свой электорат. Ни «Гражданская платформа», ни какая-либо другая политическая сила не заказывали подобных комплексных исследований, ограничиваясь только рейтингами популярности.

Во-вторых, успеху правящей партии способствовало полное отсутствие у оппозиции позитивной повестки дня. В агитации конкурентов ПиС доминировали негативные оценки правительственной политики без предложения содержательной и понятной широким слоям населения альтернативы. Отчасти сильный крен в сторону критики был обусловлен самим форматом коалиции. Чем больше участников входит в ее состав, тем сложнее договориться о конкретных совместных обещаниях для электората. Это часто приводило к тому, что в ходе предвыборных дискуссий представители оппозиции озвучивали противоречащие друг другу месседжи. Коалиция — как формат, — по сути, обезличивала входившие в ее состав политические силы и лишала их своей уникальной политической идентичности, превратившись в восприятии избирателя в «анти-ПиС» без ясной и понятной добавочной стоимости.

Умение вовремя уйти в тень

Несомненно, свой вклад в победную серию на выборах всех уровней внес и лидер партии Ярослав Качиньский. Его авторитарный стиль руководства сочетается с отсутствием ярко выраженной заинтересованности занимать высокие посты в руководстве страны. Будучи обычным депутатом Сейма, он остается самым влиятельным политиком Польши. Качиньский в интересах партии всегда умел вовремя уходить в тень. Например, в 2015 году накануне президентских выборов у него был один из самых высоких рейтингов недоверия в стране. Он не стал в них участвовать, выдвинув вместо этого кандидатуру Анджея Дуды. Понимая, что его серьезный антирейтинг может только навредить будущему президенту, Качиньский до момента объявления результатов голосования на публике с ним не появлялся. За последние четыре года Качиньскому неоднократно прочили должность председателя правительства, но он так ее и не занял, каждый раз уступая место тем, чей образ лучше соответствует ожиданиям электората.

В партии грядет смена поколений. Качиньскому уже 70 лет и его давно беспокоят проблемы со здоровьем. Выступая на встрече с избирателями в деревушке Кучки-Коленя в июле этого года, он дал понять, что для него осенние парламентские выборы — последняя большая политическая битва, и к победам в следующих кампаниях партию поведет другой лидер. Среди его вероятных преемников часто называют министра юстиции Збигнева Зебро, премьер-министра Матеуша Моравецкого, бывшую премьер-министр Беату Шидло, президента Анджея Дуду и главу предвыборного штаба ПиС Йоахима Брудзиньского. На сегодняшний день никто из них не располагает влиянием и авторитетом, достаточным для самостоятельной консолидации однопартийцев. От того, насколько гладко Яровславу Качиньскому удастся провести рокировку в руководстве ПиС, будет зависеть, продолжится ли гегемония партии на политическом Олимпе Польши, или нет.

Игорь Грецкий