Posted 21 октября 2019,, 15:45

Published 21 октября 2019,, 15:45

Modified 1 февраля, 00:03

Updated 1 февраля, 00:03

Штирлиц против Швондера

21 октября 2019, 15:45
Иван Преображенский
Когда общество устает от так называемых людей действия и крепких хозяйственников, его взор неизбежно обращается в сторону интеллигентных очкариков.

ВЦИОМ и Центр политической конъюнктуры повторили так называемое «исследование», которое, как считается, в 2000 году позволило обосновать необходимость избрания президентом страны именно Владимира Путина. Тогда все тот же ВЦИОМ, в котором, правда работали (и которым руководили) совсем другие люди, а также РОМИР провели опрос россиян, предложив им с десяток киноперсонажей. Из них респондентам предлагалось выбрать образ наиболее близкий к их идеалу российского президента.

Победителем из этой гонки, как 20 лет назад, так и сейчас, вышел Владимир Путин. То есть, простите, великий шпион и патриот Штирлиц. Красавец в нацистской форме, одним мудрым взглядом побеждающий Германию и Гитлера. Любимец всех советских женщин. Собственно, это и была главная «фишка» того так называемого опроса. Главный электорат предстоящих президентских выборов был определен — это российские женщины среднего и, как сейчас можно говорить, предпенсионного возраста.

Долгие годы они, судя по соцопросам, оставались верны своему кумиру. Однако после пенсионной реформы и по мере падения уровня жизни, в том числе из-за войн и санкций последних лет, эта любовь стала ослабевать. Тем более, за 20 минувших лет в роли избирательниц бальзаковского возраста и старше оказалась молодежь того самого 1999 года.

Настроение общества не то, чтобы радикально переменилось, но заметно трансформировалось. И вот то же самое исследование решено было провести в 2019 году — так утверждают руководители ВЦИОМ и ЦПКР Валерий Федоров и Алексей Чеснаков, чья карьера резко рванула вверх как раз после 1999 года. Гипотеза, вероятно, состояла в том, что это позволит узнать, как изменилось за 20 лет российское общество. Предсказуемо, общество изменилось не так сильно, как многим могло показаться.

По результатам нового опроса на первом месте все тот же Штирлиц. Однако на втором довольно неожиданно оказался персонаж кинофильма «Собачье сердце» профессор Филипп Филиппович Преображенский в исполнении актера Евгения Евстигнеева. Та самая «величина мирового значения» и «европейское светило», кто создал из замечательного пса Шарика «пролетария» Шарикова, боролся с революционной бюрократией председателя домкома Швондера и отказался помогать детям Германии.

Этот неоднозначный образ все тут же бросились толковать кому как нравится. Для одних Преображенский — неудачник и прожектер, который вместо того, чтобы улучшить человека путем революционной операции, всего лишь заметно ухудшил собаку. Для других — махровый контрреволюционер, антикоммунист, который не любит пролетариат, чем этим людям, видимо, и симпатичен.

Но можно предложить и еще один вариант. Он просто профессор. Когда общество устает от так называемых людей действия, вроде разведчиков и шпионов, а также и от «крепких хозяйственников», взор пролетариата, да и не только его, неизбежно обращается на интеллигентных очкариков. А ну как если им доверить, осторожно, без излишних фантазий, свойственных этим далеким от «реальной жизни» людям, немного порулить страной? Вдруг они наведут снова порядок.

Конечно, мы все не хотим в «лихие девяностые», придуманные в не менее лихие двухтысячные теми, кто пришел к власти как раз в первое постсоветское десятилетие. Однако большинство вспоминает, что при недолгом правлении «очкариков» в самом начале демократизации, еще, пожалуй, при Михаиле Горбачева, пока все не вытеснили из памяти пустые холодильник и прилавки, жилось не так уж и плохо. И если немного напрячься, то можно также вспомнить Егора Гайдара, который, в отличие от своего друга Анатолия Чубайса сейчас особой ненависти у народа уже не вызывает.

В любом случае, когда люди устают от Штирлицев, то часто обращаются к Преображенским, это я могу точно сказать, поскольку сам Преображенский, пусть и не Филипп Филиппович. Сейчас российское общество, судя по рейтингам правящего класса вообще и партии власти «Единой России» в частности, явно страдает не от нацистской угрозы, а от коллективного Швондера. Именно он вызывает наибольшее раздражение, если не сказать ненависть. Он же, кстати, и в шести комнатах в центре Москвы расселился, выселив таки оттуда профессора.

Даже Шариковы — и те уже устали от назойливой опеки товарища из домкома, который не хочет их больше устраивать в очистку и давать денег на покупку учебников (те, что потом можно спокойно пропить). Напротив, с них все более настойчиво требуют повышенную квартплату. И как тут не пожалеть об изгнанном профессоре.

При этом веры в то, что Штирлиц справится со Швондером, все меньше. Скорее уж, окажется у него на посылках. Вот и вырастает за спиной у разведчика все более грозная фигура профессора, которого так раздражает слово разруха. Он готов прийти и заставить всех лупить себя по головам, чтобы выбить оттуда побольше дури. Разумеется, если переупакованного и подновленного Штирлица не удастся снова «продать» населению. На этот раз уже в 2024 году.

Иван Преображенский