eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Блогосфера

Кому нужен конвейер по производству «творческих личностей»?

Российское телевидение упорно пропагандирует культ бездарности.

09:15, 26.10.2019 // Росбалт, Блогосфера

Стоп-кадр видео Первого канала

По традиции, осенью главные телеканалы России презентуют свои новые проекты. Большинство из них оказываются однообразными поделками, настолько унылыми и недолговечными, что даже целевая аудитория не успевает их заметить. Однако индустрия по производству развлекательной тележвачки не желает сдавать позиции и лихорадочно ищет способы отличиться, завоевать и запомниться.

Создатели «уникального немузыкально-музыкального проекта» под названием «Щас спою!», вероятно, преследовали именно такую цель. Уловив, что состязания селебрити в валянии дурака, типа недавних «Звезд под гипнозом» или «Главной роли», все меньше интересуют людей, они решили сделать ставку на персонажей «из народа». В сущности, пошли по пути «Минуты славы», которая одно время в этом преуспевала.

Но если «Минута славы» была направлена на поиск талантов (по крайней мере в начале пути), то новорожденный проект идет от противного во всех смыслах — выпускает на сцену «худших вокалистов страны». То есть людей, не умеющих петь от слова «совсем», но мечтающих набраться смелости и выступить перед широкой публикой.

Режиссером-постановщиком программы «Щас спою!» стал Феликс Михайлов — художественный руководитель театра «Ленинград Центр», в котором проходили съемки. Он давно сотрудничает с Первым каналом, в том числе в таких популярных шоу, как «Ледниковый период», «Розыгрыш» и «Цирк со звездами», входит в группу режиссеров проекта «Новый Год на Первом», занимается постановкой крупных культурно-развлекательных программ. От специалиста с таким опытом можно ожидать чего-то новаторского и яркого если не в культурном, то хотя бы в техническом плане.

И действительно — площадка и декорации в новом шоу впечатляют, хотя это усиливает диссонанс с происходящим на сцене.

Ведущим «Щас спою!», как и «Минуты славы», выбрали Гарика Мартиросяна, который органично смотрится в роли импозантного конферансье почти независимо от происходящего на сцене. Поскольку этот артист имеет отношение к шоу Comedy Club, некоторые зрители, возможно, ожидали, что новый проект тоже станет в некотором роде юмористическим. Но авторы шоу ограничились вполне безобидными колкостями ведущего в адрес участников и игрой на нелепостях и несуразностях, почему-то вызывающих безудержное веселье в зрительном зале.

По сценарию, участники приходят на шоу без всякой подготовки и исполняют пробный номер из рук вон плохо. Потом они месяц занимаются с педагогами — и выступают еще раз. После проделанной работы, да еще в обрамлении ярких интерактивных спецэффектов, выступление должно выглядеть принципиально новым. А для усиления контраста в эфире оба номера ставят рядом, что напоминает концепцию «до и после» в «Модном приговоре».

Возможно, в прошлые времена, когда телевизор еще был окном в некий иллюзорный мир, шоу о простых людях, обделенных природными данными, но способных искренне мечтать и добиваться поставленных целей, сошло бы на ура. Однако сейчас все знают, что «люди с улицы» в развлекательных телепроектах не появляются. Вот и участники «Щас спою!» явно привычно чувствуют себя среди камер и прожекторов, непринужденно шутят о своих способностях и даже порой тонко иронизируют на тему «превращения в творческую личность».

Вернее, хотелось бы думать, что это действительно ирония, так как суть передачи сводится, конечно, не к обучению желающих петь. И не к желанию зажечь на небосклоне шоу-бизнеса новых «звезд». Даже вроде бы благородный посыл, о котором упоминал режиссер, — попробовать изменить в себе то, что казалось непреодолимым, — не имеет никакого отношения к проекту. Он о том, как из человека, наверняка имеющего другие таланты или способности, вылепить представителя непонятного жанра, который возвел в абсолют и достоинство свое неумение петь.

В самом деле — как, возможно, рассуждает обыватель, — если множество безголосых «фанерщиков» смогли прославиться и разбогатеть, значит суть «творческой личности» совсем в другом и открыть ее в себе можно без природных данных, учебы и труда. Только на что рассчитывать в дальнейшем? На то, что счастливый случай сведет с «нужными» людьми, которых заинтересует лично ваша бездарность? Очевидно, что шанс выиграть в такой лотерее минимален и герои подобных программ — отнюдь не мечтатели с соседнего двора, а актеры низшего эшелона, прекрасно сознающие свой «потолок».

После просмотра шоу в очередной раз возникает вопрос: сколько еще наше ТВ намерено эксплуатировать тему неумения, неуклюжести, невежества и беспомощности, подавая все это как нечто дико смешное? Легендарное изречение барона Мюнхгаузена о том, что все глупости на земле делаются с серьезным выражением лица, не стоит воспринимать так буквально. Культура, в том числе и массовая, требует более серьезного отношения к себе, как цветок требует воды. «Щас спою!» не имеет отношения ни к музыке, ни к юмору и напоминает даже не однолетник, а сорную траву, которая способна расти и без ухода, но из-за отсутствия красоты и ценности ее обычно выпалывают.

Людмила Семенова

Статьи

Лучшее за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: 4°
Санкт-Петербург: 6°