Posted 25 декабря 2019,, 13:52

Published 25 декабря 2019,, 13:52

Modified 1 февраля, 00:35

Updated 1 февраля, 00:35

Что осталось до Нового года?

25 декабря 2019, 13:52
Людмила Семенова
Каждые 12 месяцев мы переполняемся надеждами, но большинство из них не оправдываются.

Создание новогодних фильмов превратилось в такую же традицию, как штамповка сувениров с символом года. Большинство из них оказываются «одноразовыми» и забываются сразу после зимних каникул. Исключением последних лет можно назвать, пожалуй, лишь впечатавшуюся в народное сознание франшизу «Елки».

«Сувениром» уходящего 2019-го стала комедия «До Нового года осталось…» Название неплохо обыгрывает устоявшуюся тенденцию превращать конец года в какую-то истерию. Несмотря на вроде бы легкий жанр, после просмотра возникает желание завершить вынесенную в название фразу чем-то упадническим.

Новый год в сознании многих людей ассоциируется с надеждами, стимулом к росту и развитию или просто возможностью наградить себя какой-то мелкой житейской радостью. Оставшиеся же до него дни, которые по сюжету фильма стремительно убывают, надо просто вытерпеть в преддверии чего-то по-настоящему важного. Это ярко характеризует натуру русского человека, который зачастую не осознает того, что жизнь дается один раз и пролетает очень быстро. А потому проводит ее в ожидании Нового года, лета, понедельника — думая, что вот тогда-то все изменится, включая его самого.

Формат «До Нового года осталось…» схож с «Елками» или, к примеру, комедией «Страна чудес». Здесь тоже несколько сюжетных линий и историй людей из различных социальных слоев, объединенных предпраздничной московской атмосферой. Среди героев — активный молодой человек, мечтающий открыть свой бар; иногородняя студентка, которая работает официанткой и тоскует по родному дому; жена и мать семейства, работающая Снегурочкой и пребывающая на грани эмоционального выгорания; одинокая женщина, погруженная в карьеру; пара режиссеров, снимающих историю о любви и связанных реальным грустным романом.

Главное отличие этого новогоднего проекта от многих других состоит в том, что среди создателей и актеров нет раскрученных имен. Постановщик ленты Алексей Бажанов, в сущности, является дебютантом в полнометражном кино: прежде он работал в нем только как актер, и здесь тоже исполнил одну из ролей — режиссера мелодрамы, запутавшегося в личных неурядицах. Его возлюбленную играет Татьяна Виноградова, которая также стала сценаристом и продюсером проекта. Остальные актеры (Светлана Большакова, Константин Адаев, Анастасия Карачевская, Денис Боеревич) практически не имеют в своем активе ярких ролей.

Возможно, авторы хотели приблизить фильм к реальной жизни и позволить зрителю слиться с атмосферой по ту сторону экрана. Ведь таких медийных персон, как Иван Ургант и Сергей Светлаков, сложно воспринимать через призму какого-либо оригинального образа: аудитория видит не персонажей, а лицедеев, демонстрирующих свои таланты на очередном праздничном шоу. Поэтому отказ от привлечения «звезд» был вполне оправдан — как и создание довольно грустного эмоционального фона, отвечающего предновогоднему настроению многих россиян.

Холод офисов и квартир, обустроенных по моде, но лишенных уюта, семья, превратившаяся в условность или бремя, жизнь на бегу — безвкусная, словно напитки в похожих друг на друга кафе… Все это показано весьма убедительно, и люди, которые накануне праздников уже измотаны корпоративами, поиском подарков и прочей суетой, узнают в героях себя. Диссонанс между навязываемым извне общим весельем и внутренним состоянием человека особенно ярко проявляется именно в этот промежуток времени, который в названии фильма обозначен многоточием.

Однако надежда на то, что новогодний проект — 2019 будет принципиально отличаться от предыдущих, не сбылась. Законы жанра таковы, что предысторию, помещенную в те самые дни, которые «остались», можно сделать какой угодно: грустной, монотонной, нервной, депрессивной, напряженной — словом, максимально приближенной к жизни. Но развязка обязана быть благополучной. И неважно, что оставшихся дней в реальности априори не хватит на исправление многих проблем, особенно тех, которые связаны со здоровьем и финансами.

Именно поэтому авторы фильмов про новогодние чудеса благоразумно не включают в свои сюжеты настоящие трагедии, которые не исчезнут с приходом Деда Мороза. А дела житейские решаются по принципу Deus ex machina — следуя ему, люди внезапно начинают понимать друг друга, товарищи выручают в последний момент, разваливающийся брак обретает второе дыхание. Вопрос, почему все так закрутилось прямо перед боем курантов, остается за скобками — как и будущее этих скороспелых успехов. Не превратится ли карета в тыкву, как в сказке о Золушке?

Собственно, никто не скрывает, что такие фильмы и есть сказки. Но их все же пытаются подгонять под взрослую аудиторию, и здесь возникает противоречие. Конечно, есть люди, для которых полтора часа вялого и предсказуемого действия с хэппи-эндом — как раз то, что нужно под конец года. Но многим хотелось бы чего-то по-настоящему свежего и вдохновляющего.

Людмила Семенова