Posted 1 февраля 2020,, 07:58

Published 1 февраля 2020,, 07:58

Modified 1 февраля, 00:49

Updated 1 февраля, 00:49

Ни романтики, ни комедии

1 февраля 2020, 07:58
Людмила Семенова
В России так и не научились снимать смешное кино про любовь. Видимо, атмосфера в обществе не располагает.

Большинство попыток создать романтическую комедию у нас оборачивается фильмами «на один раз», которые мало кто захочет пересматривать. Возможно, авторам все равно — главное отбить затраты на проект. Но вообще это скверный признак: у жанра, сочетающего темы любви и юмора, в здоровом обществе всегда хороший потенциал. А у нас из года в год выпускаются какие-то замороженные и безвкусные полуфабрикаты, не вписывающиеся в действительность, ни в мировоззрение аудитории.

Одним из них оказался и недавно вышедший на большие экраны фильм «Марафон желаний». Анонс был многообещающим. Для Дарьи Чаруша, опытной актрисы и композитора, этот проект стал первой крупной режиссерской работой — прежде в ее активе была лишь короткометражка «Хороший день». Сценарий написан Чарушей в соавторстве с Александром Гудковым, известным по шоу «Вечерний Ургант», а также играм в КВН (команда «Федор Двинятин»). Актерский состав во главе с молодыми исполнителями Аглаей Тарасовой и Кириллом Нагиевым пестрит известными по кино и телевидению именами.

Сюжет фильма выглядит настолько стандартным, что начинаешь подозревать авторов в умышленной пародии. Увы, грань между высмеиванием клише и спекуляцией на них подчас бывает очень тонкой.

«Марафон желаний» — сборище штампов: простая девушка из провинции, нерешительный жених, неприязнь будущей свекрови, обязательная лучшая подруга, форсмажорные обстоятельства, встреча с незнакомцем, который сначала вызывает антипатию, а потом… Собственно, все эти ходы настолько часто использовались, что бессмысленно говорить об интриге. Возможны лишь два пути развития сюжета, основанные на том, кого выберет героиня. Но и жених, и случайный знакомый прописаны так вяло, что ни за кого из них не хочется переживать.

Название фильму дано в честь реально существующего тренинга, призванного исполнить все заветные мечты. В последнее время это явление набирает все большую популярность среди людей, желающих наладить свою жизнь, не прилагая к этому особых усилий. Время и мода меняются, а такие персонажи, как героиня «Марафона желаний», никуда не деваются. И очень жаль, что только в кино они приходят к пониманию простой истины: «Главный волшебник в твоей жизни — это ты сам».

При этом все, что связано с самим тренингом, остается за кадром. Зрителю известны лишь заветные мечты героини, маникюрши Марины из Воронежа, и по закону жанра они до умопомрачения наивные.

Любовную линию в этой картине явно постарались связать с еще одним популярным в современном кино ходом — противопоставлением «простого народа» и так называемых «креаклов». Поначалу провинциальная фактура Марины не очень сильно бросается в глаза. Но когда она знакомится с молодым поваром Сашей, одержимым высокой кухней, комедийная составляющая идет на новый виток.

Различия между социальными слоями авторы стремились прорисовать очень жирно, однако получилось односторонне. Весь контраст держится на глупом поведении девушки, уверенной, что «периферия» — это название болезни, и пускающей в ход истерики как главное женское оружие. Мужской персонаж в исполнении Кирилла Нагиева выглядит гораздо бледнее. Он сосредоточен на своем деле, и из-за этого между ним и героиней в начале знакомства возникает недопонимание.

Главная проблема и комедийной, и романтической составляющей фильма — обе они совершенно не цепляют. Юмор держится на высмеивании шаблонных черт, и даже если подразумевалась пародия, ей просто негде развернуться. Никакой эволюции с героями, по большому счету, не происходит. А эпизоды с алкогольными возлияниями Марины и попаданием в полицию смотрятся крайне неестественно.

Правда, несомненным украшением фильма стала игра Яны Трояновой и Александра Гудкова. Троянова, начинавшая как драматическая актриса, отлично проявляет себя в комических ролях с налетом горькой социальной сатиры. Достаточно вспомнить ее героиню в фильме Авдотьи Смирновой «Кококо». В «Марафоне желаний» ей достался весьма странный персонаж — таинственная незнакомка со скандальным именем Пуси Пауэр и обширными знаниями о способностях женских органов. Сущность этой роли не вполне понятна, но высказывания на грани фола придают пикантность пресной общей атмосфере.

Герой Александра Гудкова тоже проходной, но очень колоритный. Кроме того, этот образ немного выбивается из привычного имиджа актера. В отечественном шоу-бизнесе не так много персон, способных на интересный, яркий и естественный, а не вымученный эпатаж, — и Гудков один из них. Возможно, у него впереди большая актерская карьера, в которой это качество развернется в полной мере.

Дуэт Тарасовой и Нагиева на этом фоне выглядит особенно удручающе. Причем если девушка слишком усердствует с гротескными элементами, то молодой человек на протяжении всего фильма выглядит откровенно вялым.

В целом «Марафон желаний» получился вполне типичным образцом современного российского «ромкома» — наслоение сомнительных шуток и шаблонов без какой-либо эмоциональной связки. Явный кризис жанра наводит на мысль о снижении градуса оптимизма и романтики в обществе и культуре. И это тревожный знак.

Людмила Семенова