Posted 24 февраля 2020,, 18:44

Published 24 февраля 2020,, 18:44

Modified 30 марта, 14:51

Updated 30 марта, 14:51

Бояре бьют челом в набат

24 февраля 2020, 18:44
Александр Желенин
Элиты всерьез напуганы неизвестностью и теперь уже от имени «простого народа» просят Путина не бросать их и никуда не уходить.

Наши бояре взволнованы, бьют челом — не уходи, царь-батюшка! Но, конечно, современно, политтехнологично. Самим валяться в ногах негоже, все-таки XXI век за окном, поэтому проводят фокус-группы с холопами. Те, по поводу ухода царя, понятное дело, тоже беспокоятся. Тут без вариантов.

Такой (во всяком случае, у меня) напрашивается вывод из доклада, опубликованного Центром политической конъюнктуры Алексея Чеснакова — бывшего сотрудника администрации президента РФ, бывшего заместителя секретаря Генерального совета «Единой России», политолога, политтехнолога и убежденного сторонника Владимира Путина.

Вначале о самом докладе. «Фундаментальное» исследование насчитывает семь страниц с небольшим. Для челобитной, пусть даже в форме доклада, вполне достаточно. Составлено оно, как сообщается в преамбуле, на основе четырех фокус-групп, проведенных в четырех городах — Москве, Перми, Волгограде и Иркутске за один день — 29 января 2020. Это все, что нам известно о его методологии. Социальный, гендерный состав участников этих фокус-групп остался за кадром. А между тем это важно, потому как, одно дело, когда вы опрашиваете мелких предпринимателей, другое — когда рабочих. И уж совсем третье, когда ваша таинственная фокус-группа представлена сотрудниками местной администрации и членами правящей партии…

Вообще, должен заметить, что ничего против фокус-групп не имею. Сам их проводил. Если отнестись к этому делу добросовестно, может получиться нормальное качественное исследование. Но для непосвященных надо кое-что пояснить. Фокус-группа это несколько человек, собираемых по определенной выборке. Какая выборка была в данном случае — тайна покрытая мраком.

Прежде чем перейти собственно к докладу, процитирую то место из преамбулы, из которого в целом становится понятно, почему это исследование было решено провести всего через две недели сразу после «эпохального» послания Путина 15 января текущего года.

«Опросы общественного мнения показывают, что более половины от всех участников фокус-групп считают, что в связи с уходом В.Путина ситуация в стране ухудшится, в то время как менее четверти опрошенных полагают, что уход В.Путина не повлияет на ситуацию в стране, и лишь каждый десятый придерживаются мнения, что ситуация в стране улучшится».

Полагаю, что политолог Чеснаков знает, что опросы общественного мнения (массовые исследования) и фокус-группы (качественные исследования) это не одно и то же, и, стало быть, синонимами друг друга быть не могут. Значит, тут вопрос либо к стилю, либо к содержанию доклада. То есть, у исследователей либо плохо с изложением своих мыслей, либо со знаниями в области методов социологической науки.

Фраза «Опросы общественного мнения показывают, что более половины от всех участников фокус-групп считают…» — это или неумение излагать собственные мысли, или сознательная подмена понятий, что с точки зрения социологической науки, мягко говоря, некорректно.

Еще цитата: «Для понимания того, какие именно риски/страхи присутствуют в сознании граждан России в связи с возможным уходом В.Путина с поста президента и из политики в целом, Центр политической конъюнктуры провел исследование на основании четырех фокус-групп…»

В массовом сознании граждан России, как и граждан других стран, присутствуют «страхи», которые и можно оценивать инструментарием современной социологии. А вот «риски» оценивают эксперты-социологи и политологи. Впрочем, это снова придирки к стилю изложения, который, впрочем, как было отмечено, может говорить и о качестве содержания.

Теперь к содержанию доклада.

«Несмотря на доминирование в информационной повестке интерпретаций о том, что В.Путин так или иначе останется во власти и после 2024 года, глава государства дал несколько сигналов, которые были интерпретированы таким образом, что он не планирует оставаться в кресле президента навсегда (подчеркнуто мной — А.Ж.), и что предложенные им поправки в Конституцию РФ не направлены на продление нынешнего срока полномочий».

Вот эти «несколько сигналов» В. Путина, как раз и взволновали элиту больше всего и подвигли некоторых из ее представителей бить челом и одновременно в набат. Только уже от имени народа.

«Основные выводы» этого глубокого исследования мы находим тут же на второй странице. Они однозначны: «Основной вывод, который можно сделать на основании анализа фокус групп, — риски/страхи, связанные с вероятным уходом Путина с поста президента, актуализированы и отчетливо выражены в сознании россиян. При этом страхи усиливаются предположением, что действующий глава государства может не только покинуть свой пост, но и вообще уйти из политики. Участники фокус-групп разделяют мнение, что перемены, к которым приведет это событие, могут носить негативный и всеобъемлющий характер, затронув жизнь каждого гражданина».

В общем, «не уходи, побудь со мною…»

Риски/страхи по поводу возможного ухода Путина от власти исследователи разделили на наиболее выраженные, средне выраженные и периферийные.

Наиболее выраженные, по их утверждению, состоят в рисках/страхах «обострения борьбы за власть в стране и передела собственности, потери авторитета России в мире, утраты преемственности власти, снижения социальных обязательств государством и отмены национальных проектов».

Итак, что же говорит народ, или прячущиеся за ширмой с таким названием вельможи?

Согласно исследованию, «народ» больше всего взволнован тем, что в результате возможного ухода Путина усилится борьба за власть и собственность: «Страна держится на личности», «В стране установится бардак, беспорядок», «Путин показал себя гарантом стабильности, неизвестно что будет, когда он уйдет»; ожидание обострения борьбы элит в случае ухода действующего президента («Борьба между «башнями Кремля», различными ведомствами»); представление о том, что крупный бизнес захочет реализовать свои интересы в условиях перемен («Само собой… кость такая достанется, собаки будут драться за нее между собой», «Сразу все чиновники поменяются, все места поменяются». «Зюганов, Жириновский, Явлинский, будет куча мала», «Единая Россия», партия власти развалится, и все заходят кусок побольше урвать, делиться, кусаться будут», «Грызня начнется».

Еще «народ» волнуется, что если Путин уйдет, начнется война со злобной заграницей, которая сейчас-то его боится, значит, уважает. Потому как Путин, известное дело, самый мирный человек на свете, «старается все решать мирным путем. Другой бы на его месте уже войну бы начал».

Зададимся вопросом: могли ли говорить люди что-то подобное на фокус-группах? Отчего же нет, могли, конечно. Сколько людей, столько и мнений. Другое дело, что подобные страхи — отражение той пропаганды, тех установок, которыми кормят сограждан отечественные телеканалы, эти приводные ремни правящего класса. Через них власть и формирует эти страхи в массовом сознании.

Существенно же в этом исследовании то, что перед нами — новая версия русских челобитных царю-батюшке от бояр. Теперь они валяются в его ногах от имени народа, глас которого, как известно, глас божий.

Единственно, что мне пока не понятно (вероятно, это станет известно уже поколению наших детей и внуков, которые когда-нибудь поднимут соответствующие архивы администрации президента) так это то, кто инициировал сей «глас божий» — сам царь (такое в русской истории уже случалось при Иване Грозном, который тоже «уходил», чтобы вернуться по «просьбе» народа), или его бояре — силовики, высшие чиновники, сенаторы с депутатами и аффилированные с Кремлем политтехнологи?

Наверно, им всем сейчас действительно страшно. Потому что Путин — реальный гарант благополучия их самих, их детей и внуков. Так называемые «элиты» сейчас, в общем, и целом все устраивает — они при деньгах, при власти, в почете, холе и неге. Они хотят, чтобы это длилось и длилось если не бесконечно, то как можно дольше. Поэтому перекройка властной структуры, затеянная Путиным, как я полагаю, ради легитимного продления своего пребывания на Олимпе (еще лет на 15-20, а там посмотрим), для них очень волнительна. Они, в данном случае, рассуждают как известный чеховский герой: «как бы чего не вышло».

Поводов для волнения царской челяди добавляет и то обстоятельство, что подробностей высочайшего замысла они пока не знают. Ведь сейчас имеется лишь некий набор заявлений нацлидера — в чем-то вполне определенных, а в чем-то весьма туманных. Например, Путин говорит, что он не пойдет на следующий президентский срок. Но президентский пост при этом, как предполагается в проекте поправок к Конституции, все-таки остается и даже практически с теми же полномочиями, что и раньше. Челядь эта неопределенность действительно беспокоит.

«Элиты», конечно, в курсе, что готовится отдельный закон о Госсовете, который собираются сделать конституционным органом и наделить обширными полномочиями, но мало ли что? Зачем создавать такую сложную конструкцию? А вдруг новый президент возьмет, да и затеет новую Перестройку, не будь она к ночи помянута? Понятно, что Путин на посту главы Госсовета будет бдить, но мало ли что?

Об этих волнениях вельмож в приведенном исследовании также говорят представители «народа»: «У нового человека может быть другая позиция, начнет со своей «колокольни загибать» и свои законы вводить», «У него свои будут планы, все по-другому будет», «Курс Путина не будет продолжать».

Однако не исключено, что и сам Путин еще тоже до конца не определился. Ведь сколь крепко любой самодержец ни держал бы в руках скипетр власти, но от мнения своей «элиты» он не может быть совсем уж свободен. Это всегда так. Король создает свиту, а свита создает короля. Друг без друга им никуда.

Что из этого следует в нашей конкретной ситуации? Пока мы видим лишь, что Путин запустил пробные шары и дает покатать их своим боярам. Те напуганы, во-первых, потому что консервативны во всех смыслах и не хотят любых перемен в принципе, во-вторых, потому что даже намека на возможность того, что преемник Путина на посту президента вдруг «взбрыкнет». Кроме того, они в растерянности, поскольку не знают всех деталей высочайшего замысла.

Путин же рассматривает сейчас два основных варианта своего «транзита». Вероятно, месяц назад он решил, что вариант с Госсоветом, смотрящим за новым президентом и за всем прочим в стране, оптимален. В этом случае, он, возглавив этот орган, в очередной раз «не нарушит Конституцию», в президентских выборах 2024 года участвовать не будет, но от реальной власти никуда не денется.

Однако не исключено, что верноподданническая паника боярства тронула его чуткую душу и вариант с новыми шестилетними президентскими сроками после 2024 года уже тоже кажется ему вполне приемлемым. Действительно, Основной закон после принятия поправок будет настолько другим, что при желании можно с чистым сердцем сказать, что это уже «почти новая» Конституция. Освящение же ее «всенародным голосованием» дает действующему главе Кремля и его верным «элитам» возможность объяснить народу легитимность новых каденций Путина.

В одном можно быть уверенным: Путин — форева. Во всяком случае до тех пор, пока способен крепко держать бразды правления в руках. Естественно, по воле народа, а не корысти ради.

Александр Желенин