Posted 29 февраля 2020,, 07:44

Published 29 февраля 2020,, 07:44

Modified 30 марта, 14:49

Updated 30 марта, 14:49

Фрида в каждой из нас

29 февраля 2020, 07:44
Людмила Семенова
Женщины научились бороться за свои права, но порой не могут устоять перед соблазном «опереться на сильное плечо». Последствия бывают трагическими.

На телеканале «Россия» вышла очередная история об отношении полов — русско-украинский сериал «Женские секреты». Название вроде бы имеет немного легкомысленный оттенок, однако содержание смело можно назвать тяжелым и мрачным. Скучать при просмотре не придется, но и позитивных эмоций ждать не стоит.

Режиссер сериала — Максим Мехеда, давно специализирующийся на многосерийных проектах. А сценарий написал тандем Марии Бек и Елены Бойко, у которого за плечами фильмография с «говорящими» названиями: «Самый лучший муж», «Нужен мужчина», «Я никогда не плачу», «Свадебное платье», «Бабье царство». По ним сразу вырисовывается плоская до пародийности патриархальная картина женской судьбы, то вышитой кружевными цветочками, то беспросветно черной. Подобные сюжеты затасканы до дыр.

Однако «Женские секреты» по-настоящему болезненно цепляют за душу, хотя вроде бы здесь тоже много штампов. Главная героиня Марта, психолог в колледже (ее играет Валерия Ланская), неожиданно встречает мужчину, который был ее первой любовью. У нее к этому моменту более-менее устоявшаяся жизнь, стабильная работа и молодой человек, который, правда, не выглядит особо любящим и надежным. Но встреча с былым возлюбленным Иваном Лавровым (Прохор Дубравин) оказывается по-настоящему травматичной.

Сюжет закручивается вокруг несовершеннолетней дочери Ивана — Юли (Ирина Гришак), — учащейся в колледже, где работает Марта. Главная героиня узнает о беременности девушки и о желании сделать аборт, решает удержать ее от этого шага и таким образом сталкивается с Лавровым. И тут история, чередуя картины прошлого и настоящего, выходит на новый виток. Когда-то Марта сама прервала беременность от Ивана, узнав, что тот скрывал от нее наличие жены и ребенка.

За героями весьма интересно наблюдать, сравнивая их на разных этапах жизни и в разных ипостасях.

Особенно ярок в этом смысле персонаж Дубравина. С одной стороны, он проявляет себя как любовник, считающий себя несправедливо отвергнутым, а с другой — как отец, не желающий прощать обольстителю дочери того, что наверняка простил бы себе. А ведь тот по крайней мере не скрывал от Юли жену и несерьезность своих намерений. Девушку, разумеется, жаль, но ее неспособность трезво оценивать ситуацию чуть не закончилась трагедией.

Лавров же считал, что любовнице вообще не обязательно знать что-либо о его частной жизни. Хватит и того, что он сам уверен в обреченности своего брака. Конечно, женщины с давних времен слышат сказки о том, что «жена больна», «спим в разных комнатах», «надо только дождаться, пока дети вырастут». И возможно, теперь им уже хватает ума во все это не верить. Другой вопрос — достаточно ли женатый любовник уверен в себе, если допускает, что знание его семейного статуса оттолкнет девушку?

В картинах прошлого Лавров, впрочем, предстает законченным нарциссом, который на признание Марты: «Моя любовь к тебе — это болезнь!» спокойно отвечает: «Мне нравится эта болезнь, не вздумай ее лечить!»

Однако потом девушка узнает правду при крайне неприятных обстоятельствах — теща Лаврова заставляет тогда еще маленькую Юлю просить «разлучницу» не отнимать у нее отца. Этот момент можно назвать одним из самых жутких в плане душевного надрыва. В итоге Марта не только отрекается от любви, но и делает аборт. За это спустя годы Лавров отвечает ей жестоко, беспощадно и подло, обвиняя в «убийстве нашего ребенка».

Здесь натуру «любящего отца», который за свою дочь готов порвать в клочья другого мужчину со схожим поведением, видно как на ладони. Его непомерно раздутое «Я» пострадало от того, что он, оказывается, не настолько вскружил голову неопытной девушке, чтобы она боролась за него, умоляла или требовала развестись и родила от него ребенка, невзирая ни на какие трудности. Именно этого Лавров не может простить Марте, прячась за слова про «убийство».

Когда в схожей ситуации оказывается его дочь, можно ли считать это бумерангом для отца? Только в том случае, если герой сделает какие-то выводы и поймет, что другие не так плохи, а он не так хорош, как ему кажется.

В целом «Женские секреты» посвящены вечной проблеме ответственности за собственную судьбу. Женщина должна осознавать, что в случае незапланированной беременности именно ей придется отвечать своим телом, психологическим и физическим здоровьем, финансовым положением. Поэтому надо думать о будущем и предохраняться от нежелательных последствий. Но можно ли полностью лишить живого человека права на слабость и ошибки?

Увы, в современном обществе действует право сильного, и это не всегда зависит от пола. Но именно женщинам необходимо учиться заботиться о себе, не полагаясь на красивые обещания и уверения в духе «дорогая, я смогу вовремя». Любое из них может обернуться фатальным «извини, не успел», абортом и упреками в детоубийстве. И если у женщины ранимая душа, это окажется невыносимым ударом. Эпохи сменяют одна другую, сериалы вытесняют литературу, но образ Фриды, гостьи на балу Сатаны, вечен. Именно ей будут подавать роковой платок, если не повезет с доброй Маргаритой, а «хозяин кафе» так и останется ни при чем.

Людмила Семенова