Posted 20 марта 2020,, 17:16

Published 20 марта 2020,, 17:16

Modified 1 февраля, 01:11

Updated 1 февраля, 01:11

Во всей Госдуме пахнет хлоркой

20 марта 2020, 17:16
Елена Земскова
Ни депутатская неприкосновенность, ни охрана ФСО вирусу не преграда — понимая это, парламентарии боятся за себя так же, как и простые люди.

Угроза распространения коронавируса не обошла стороной и Госдуму, где с этой заразой начали бороться спустя несколько дней после исторического визита на Охотный ряд президента Владимира Путина.

Внезапно выяснилось, что во время своего выступления в Госдуме глава государства потенциально мог подхватить вирус от депутата ЛДПР Сергея Катасонова. Дело в том, что депутат провел начало марта во Франции, а по возвращении, в отличие от единоросса Петра Толстого, проигнорировал карантин и продолжил ходить на работу, пожимая руки и общаясь с другими депутатами.

«Тайная поездка» Катасонова за границу привела в бешенство лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который тут же потребовал лишить своего коллегу депутатского мандата за проявленную им безответственность. Дело в том, что в борьбе за стерильность Госдумы Жириновский уже давно опередил даже бывшего главного санитарного врача и единоросса Григория Онищенко. Именно Жириновский, опасаясь заражения, уже давно предлагал всем депутатам ходить по Думе в белых перчатках и вызывал в здание парламента бригаду врачей, чтобы они изучили бактериальный фон в кабинетах парламентариев.

В итоге Катасонова принудительно отправили на карантин, а вместе с ним еще десять депутатов. Сам же либерал-демократ спустя несколько дней сообщил в социальных сетях, что результат его теста на коронавирус оказался отрицательным. Но это не помешало его коллегам по фракции внести в Госдуму проект постановления о досрочном лишении Катасонова депутатских полномочий.

И это несмотря на то, что законных оснований для изгнания Катасонова из Госдумы нет — отказ от карантина таковым не является. И вряд ли депутаты будут дополнять для себя существующий перечень. Другое дело — охота на обычных граждан за побег из больницы в Коммунарке. Так, депутаты из «Единой России» уже сообщили о своих планах внести в Госдуму законопроект, предусматривающий уголовное наказание за отказ от карантина и уклонение от медицинской помощи во время пандемии коронавируса. Речь идет о введении огромных штрафов и даже исправительных работах.

А вот уход граждан в самоизоляцию в Госдуме готовы поощрять, в том числе и в отношении пожилых депутатов, которым уже предложено работать дистанционно и следить за происходящим на Охотном ряду при помощи интернет-трансляций. При этом пропускающим пленарные заседания Госдумы в связи с карантином не будут выписывать штраф по 60 тысяч рублей.

Другое дело, что в стремлении поскорее унести ноги из Госдумы уже замечены не только пожилые депутаты, но и те, что находятся в самом расцвете сил. В четверг под конец пленарного заседания один из парламентариев предположил, что в заметно опустевшем зале не хватает кворума, но другие сделали вид, что не услышали и продолжили принимать законы, нажимая кнопки за друга.

Ходить на работу в Госдуму и правда становится скучно. Перед входом в парламент теперь не только проверяют сумки и требуют пропуск, но и в обязательном порядке тычут в лоб бесконтактным термометром. Столовые и буфеты закрылись, хотя еще работает местная кулинария, где можно купить полуфабрикат.

Тот же Жириновский предложил было депутатам «есть из котелков», которые, по его задумке, должны были подносить к зданию депутатские жены, но идея не прижилась. В Думу теперь вообще не пройти просто так — парламентские слушания и «круглые столы» отменили или перенесли, серьезно сократив тем самым поток посетителей.

Те же, кто остался на Охотном ряду, жалуются на сильный запах хлорки, особенно тяжело приходится страдающим аллергией. Дезинфекцию дверных ручек, лестничных перил и других поверхностей проводят по три раза в день. Кому этого мало, а внутри затаился животный страх перед вирусом, могут продезинфицировать руки при помощи дозаторов, которые в Думе развесили у всех лифтов и туалетов.

Впрочем, шарахаться друг от друга во избежание заражения депутатам осталось недолго — с 23 апреля они уходят в отпуск на две недели. И, пожалуй, впервые им предстоит провести его не за границей, а среди родных осин.

Но до этого дня предстоит заслушать отчет о работе правительства нового премьер-министра Михаила Мишустина, намеченный на 15 апреля, а также поучаствовать в борьбе с коронавирусом по всей стране. К слову, пока депутаты сделали только один шаг — ввели госрегулирование цен на лекарства и маски по всей стране. Остальные же инициативы, вроде введения кредитных каникул, снижения оплаты услуг ЖКХ, единовременных выплатах пострадавшим из-за пандемии, остаются только на уровне пожеланий.

Особо же загружать себя в предстоящие недели депутаты, судя по всему, не собираются. Они уже передали правительству чрезвычайные полномочия по предотвращению распространения эпидемии. Одновременно придется преодолевать последствия рекордного падения мировых цен на нефть. Многие же важные мероприятия вообще отменены, в том числе международные форумы и «правительственные часы» с ключевыми министрами, включая отчет главы МИД Сергея Лаврова.

Коронавирус вынудил депутатов поменять не только условия, но и сам распорядок работы. Теперь до конца июля они будут проводить свои пленарные заседания не три недели подряд, а через неделю, перемежая их с работой в комитетах и регионах.

При этом не все депутаты сохраняют спокойствие и выдержку в условиях бушующей пандемии. Некоторые из них чрезмерно увлеклись конспирологией. Например, депутат из «Единой России» Евгений Федоров обратился к руководителю Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой официально проверить версию о том, что новый коронавирус был искусственно создан в качестве биологического оружия, а его распространение на территории России является результатом уголовно наказуемого преступления.

Елена Земскова