Posted 24 марта 2020,, 20:05

Published 24 марта 2020,, 20:05

Modified 1 февраля, 01:12

Updated 1 февраля, 01:12

Чем отвлечь от пандемии?

24 марта 2020, 20:05
Александр Желенин
Когда у нашей власти нет сил решить проблему, она старается переключить внимание с нее на что-то другое. Возможно, так попытаются сделать и на этот раз.

Любой специалист скажет, что в экстремальной ситуации главное не паниковать и сохранять способность рассуждать здраво. Нынешняя пандемия — это как раз она, та самая экстремальная ситуация. Особенно если учесть, что развивается напасть одновременно с мировым экономическим кризисом. Поэтому обо всем этом постараемся рассуждать, опираясь исключительно на факты, после чего попробуем спрогнозировать ближайшие экономические и политические последствия этих двух, связанных между собой явлений.

Итак, на вечер 24 марта ситуация в мире с COVID-19 такова. По данным статистического портала worldometers.info вирусом SARS-CoV-2, который вызывает эту болезнь, всего на планете заражено 414069 человек. Умерли от этого заболевания 18543. Таким образом на сегодняшний день смертность от новой «чумы» составляет 4,48%.

Много это или мало? Пандемия гриппа («испанка», H1N1) за 18 месяцев 1918—1919 годов унесла жизни примерно 40-50 миллионов человек, при этом зараженных было 550 миллионов. Смертность составила больше 9%. В одной только Испании заболело почти 40% населения. От «испанки» в мире погибло больше народа, чем в результате Первой мировой войны, которая, впрочем, способствовала ее распространению (военные и концентрационные лагеря, перемещения больших масс войск, антисанитария и так далее).

Считается, что в России во время гражданской войны 1917—1921 годов от сыпного тифа погибло около трех миллионов человек. Прошлась эта болезнь и по моей семье. Бабушка, Ольга Николаевна Желенина, заболела тифом в 1918 году, заразившись в поезде, в котором из родной Жиздры ехала поступать в Московский университет. Выжила, хотя болезнь дала осложнение на сердце, в результате чего она умерла еще не старой. Впрочем, это была не единственная беда в ее жизни. В 1938-м в ГУЛАГ был отправлен ее муж, а на руках у нее осталось трое маленьких детей… Ее старшему брату Николаю Николаевичу Желенину повезло еще меньше. В том же 1918 году он ушел добровольцем в Красную Армию, был ранен, попал в госпиталь и там заразился тифом. Слегка подлечили и отправили долечиваться домой. Едва добравшись до дома, он умер на следующий день в 19 лет…

Однако вернемся в день сегодняшний. По масштабу заражения COVID-19 уже превзошел все эпидемии XXI века, но, как видно, ему далеко до массовых заболеваний XX века. Понятно, что подобные выводы послужат слабым утешением родным тех, кто погиб от этой болезни, но мы договорились сегодня говорить не об эмоциях, а о фактах.

Все сказанное, конечно, не отменяет опасности нынешнего коронавируса, тем более, что смертность от него, вопреки до сих пор распространенному заблуждению, в несколько раз выше, чем от «обычного» сезонного гриппа. Во всяком случае, глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебреисус заявил, что от сезонного гриппа умирает 1% инфицированных.

Иными словами, медицинские маски, мытье рук и их дезинфекция, минимизация общения с другими людьми — все эти профилактические меры необходимы, и никто в здравом уме не станет их игнорировать.

Однако взглянем на нынешнюю эпидемию под другим углом. В Китае, откуда, как известно, и пошел гулять по миру вирус SARS-CoV-2, им заразилось 81439 человек, однако новых инфицированных совсем немного. Число вылечившихся составляет 72703 человека, или почти 90% от всех заболевших. Важная деталь — подтвержденной ВОЗ специальной антивирусной вакцины против COVID-19 все еще нет.

При этом надо отметить, что смертность от COVID-19 довольно сильно варьируется по странам. В Италии, например, и в процентном отношении, и в абсолютных цифрах она перегнала аналогичную статистику в Китае. Тяжелая ситуация в Испании, Иране, Великобритании. А вот ряду других стран — Германии, США, Южной Корее пока удается удерживать смертность на уровне не выше полутора процентов.

Почему же такая паника? На всех континентах государства закрывают границы. Одной из последних на данный момент стала Индия. Причем кое-где в Европе не исключают, что надолго, года на два. Что это может означать для мировой и национальных экономик?

Давайте называть вещи своими именами. Закрытие границ — это праздник для сторонников протекционистских мер во всех странах. В США и России лоббисты такой политики, радеющие за защиту национального производителя, годами обивали пороги высоких кабинетов в надежде на жалкое повышение пошлин на импортные (прежде всего китайские, а также европейские) товары. И тут им такой подарок — границы просто закрываются!

Национальные производители тихо ликуют. Им хорошо, потому что они готовятся озолотиться. Естественно за счет «родного» потребителя. Именно массовому потребителю, то есть нам с вами, придется раскошелиться, поскольку в условиях отсутствия дешевого импорта хочешь не хочешь — придется покупать родное. Сколько бы оно ни стоило и какого качества оно бы ни было.

Конечно, правительство может субсидировать национального производителя, чтобы он не слишком задирал цены. Но как долго? Очевидно, что если речь о России, то в условиях таких низких мировых цен на нефть, как сейчас, подобная политика может продлиться лишь несколько месяцев. А потом никакого ФНБ на это не хватит…

Помимо этого, закрытие границ означает еще и резкое ограничение притока дешевой рабочей силы из-за рубежа. И это скажется на всех развитых странах, принимающих большое число мигрантов, поскольку местные жители за те же деньги и на тех же условиях устраиваться на работу, которую выполняют сегодня приезжие, не будут. Соответственно, самые непрестижные, тяжелые, малооплачиваемые, но нужные обществу работы — уборка улиц и домов, работа на стройках и в промышленности — будут выполняться либо за более высокую зарплату (что крайне маловероятно — откуда у работодателей деньги на повышение жалования сотрудникам в условиях кризиса?), либо не будут выполняться вообще.

А это влечет за собой скачок цен, закрытие производств, хаос от не вывезенного мусора… В России в условиях нарастания социального и политического недовольства россиян, выражающегося сейчас в раздражении от не ко времени затеянной «реформы» Конституции, все это может привести к серьезным потрясениям всей политической системы страны.

Впрочем, не исключено, что российская власть, осознав такую угрозу, может попытаться пойти по проторенной дорожке — в условиях экономического кризиса попытается отвлечь внимание сограждан. Что же можно придумать такое, что способно затмить собой перечисленные выше проблемы? Кроме очередной военной виктории ничего на ум не приходит. И вот, смотрите, зачем-то ведь летал на днях министр обороны РФ Сергей Шойгу в Сирию, где его принимал президент Башар Асад. Неужели после идлибской катастрофы нас ожидает российско-турецкий «матч-реванш»?

Александр Желенин