Posted 29 марта 2020,, 19:59

Published 29 марта 2020,, 19:59

Modified 30 марта, 14:36

Updated 30 марта, 14:36

Берите карантина столько, сколько проглотите

29 марта 2020, 19:59
Иван Преображенский
Федеральный центр отдает полномочия по борьбе с эпидемией регионам — так выглядит введение новых ограничений для граждан, объявленных властями Москвы и Подмосковья.

Новые карантинные правила, о введении которых в воскресенье вечером объявил мэр Москвы Сергей Собянин, предполагают, что все граждане, независимо от возраста, с 30 марта должны перейти на режим самоизоляции и оставаться дома. А в ближайшие дни, «после проведения технических и организационных мероприятий», передвигаться по городу можно будет лишь при наличии специального пропуска. Аналогичные решения приняли и власти Подмосковья.

Примечательно, что меры по борьбе с эпидемией коронавируса, которые сейчас вводятся в России, существенно отличаются в разных областях и республиках. Скажем, в Красноярском крае ограничили выезд через административную границу. А в Чечне, по слухам, без всяких указов просто наказывают всех, кто высунет из дома нос.

Создается ощущение, что федеральные власти поступают сейчас как Борис Ельцин, который в августе 1990 года произнес свою знаменитую фразу «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Только теперь призыв звучит так: «берите столько карантина, сколько сможете проглотить».

Выглядит это так, будто вместе с передачей полномочий регионам Владимир Путин аккуратно снимает с себя ответственность за введение карантина ради сохранения высоких президентских рейтингов. Правда, вопрос в том, не теряет ли он вместе с этим и часть реальной власти, передавая ее в руки технических назначенцев, которых, по сути дела, никто не выбирал. Ведь даже если по всей России придется вводить режим чрезвычайной ситуации, то делать это придется, скорее всего, главе правительства Михаилу Мишустину — в рамках внесенного в парламент соответствующего законопроекта.

Как раз в воскресенье Мишустин возглавил созданный им президиум правительства, в рамках которого ему теперь подчинены и так называемые «президентские» министры, то есть главы МИД, Минобороны, МВД и МЧС.

Пока же те меры, которые принимают Москва и вслед за ней большинство регионов, в целом соответствует тому, что уже ввели страны Евросоюза, в большинстве из которых уже давно действуют карантины той или иной степени строгости. Как и в Германии, эти меры не предусматривают обязательное ношение масок. В остальном же практически копируют самый строгий вариант — итальянский.

В соответствии с мерами, о которых объявил Собянин, который в сложившейся ситуации показывает себя как активный и, хочется надеяться, эффективный региональный руководитель, запрещается без необходимости покидать квартиры. Это можно сделать только для получения «экстренной (неотложной) медицинской помощи» или в связи с «иной прямой угрозой жизни и здоровью». Также для «поездок на работу», если граждане обязаны туда ходить, а равно для «совершения покупок в ближайшем работающем магазине или аптеке». Можно также выйти из дома с целью «выгула домашних животных», но только на расстояние, не превышающее ста метров от места проживания. Наконец, можно выйти, чтобы вынести мусор.

Также сообщается, что в течение ближайшей недели будет приведена в действие «умная система» контроля соблюдения домашнего режима и установленных мэром правил перемещения граждан. Скорее всего, учитывая, как такие меры действуют, например, в Польше и Израиле, речь идет о контроле перемещений при помощи данных мобильного телефона, который сейчас есть практически у каждого человека. Возможно, власти также потребуют установки специального приложения на смартфоны. Правда, тогда непонятно как поступать с теми, кто до сих пор ими не пользуется.

Есть, правда, и другой вариант. Итальянская система карантина сейчас предусматривает, что граждане сами выписывают себе пропуск и указывают в нем причину, по которой им нужно выйти из дома, а также подтверждают свою ответственность за предоставление ложных сведений. Его могут проверить полицейские или военные и принять решение, во-первых, о соответствии данных реальности, а во-вторых — о достаточности или недостаточности заявленной причины появления на улице. В первом случае, если речь идет об обмане, это наказывается солидным штрафом, во втором гражданина просто просят вернуться домой. Есть, разумеется, и третий вариант, когда причина признается удовлетворительной и его пропускают.

Если наши власти продолжат ориентироваться на уже накопленный зарубежный опыт, им придется сделать выбор из этих двух систем. И в ближайшие день-два, вероятно, станет известно, по какому пути пойдет Россия. Но в любом случае, похоже, что самоизоляция обещает быть строгой и долгой.

Иван Преображенский