Posted 18 апреля 2020,, 06:00

Published 18 апреля 2020,, 06:00

Modified 30 марта, 14:26

Updated 30 марта, 14:26

Кому нужен такой пиар на карантине?

18 апреля 2020, 06:00
Людмила Семенова
Пока большинство россиян пытаются выжить в условиях коронакризиса, селебрити заняты своим любимым делом — торговлей лицом.

Россия понемногу привыкает к затянувшемуся режиму изоляции. И этот сложный путь в меру своих способностей освещают наши «звезды», изо всех сил старающиеся показать, что им не чуждо ничто человеческое.

Собственно, в нынешней ситуации они не сильно лукавят — коронавирус не считается со статусом, богатством или популярностью, и пример многих знаменитостей, заболевших COVID-19, это уже подтвердил. Однако сейчас очень популярны «лайфхаки» от селебрити по досугу на карантине и прочие попытки скрасить будни своей аудитории, а заодно показать, что все мы в одной лодке.

Телевидение, YouTube, Instagram и другие медийные ресурсы в последнее время пестрят заголовками о том, как та или иная «звезда» развлекает себя взаперти. Телеканал ТВ-3 и вовсе запустил ежедневное шоу о буднях знаменитостей, причем участвует в нем как «тяжелая артиллерия» вроде Анастасии Волочковой, так и молодые инфлюенсеры — к примеру, певица Гречка (Анастасия Иванова). И если первая Анастасия по-прежнему больше всего рассказывает о шпагатах и бане, то вторая записывает песни и открывает новые хобби.

Юморист Роман Юнусов и продюсер Виктор Дробыш занимаются спортом на территории вокруг своих особняков. Актриса Мария Машкова, коротающая время в США за йогой, утверждает, что в карантине вообще нет ничего плохого — «и чем люди недовольны?» Телеведущая Яна Кошкина проводит мастер-класс по жизни в дикой природе и изучает онлайн-экскурсии по музеям — вопреки имиджу «гламурной дивы», умеющий разве что делать макияж. Певец Алексей Воробьев, для которого Америка тоже давно стала почти родной, учит варить замороженные пельмени с вдохновением, достойным Юлии Высоцкой.

Навыками по домашнему хозяйству похвалилась и Лолита Милявская, рассказавшая в «онлайн дринк-шоу» с Настей Ивлеевой о мытье унитаза. Это, конечно, важное и нужное дело, но российские домохозяйки наверняка его давно освоили.

Певица Вера Брежнева в интервью украинскому шоу «СЛАВА+» поделилась рассказом об умиротворенной атмосфере в своей в семье, в то время как психологи называют конфликты и даже всплеск домашнего насилия одним из худших последствий изоляции. Правда, Брежнева сразу оговорилась, что в их доме для всех хватает пространства. А это очень важный фактор. Например, группа Little Big, рассказавшая на YouTube-канале Vogue Russia о записи песен в условиях карантина, вызвала у комментаторов раздражение тем, что в кадре был большой загородный дом с оранжереей и террасой для шашлыков (пусть, вероятно, и арендованный).

Собственно, ничего крамольного в таких хрониках нет — зритель давно привык к тому, что публичные и хорошо зарабатывающие люди организовывают свой быт с комфортом почти в любых условиях. В сущности, если бы не регулярные упоминания об изоляции, программу на ТВ-3 местами можно было бы спутать с «Пока все дома» (точнее, теперь уже «Когда все дома»).

Но и полезным подобный контент назвать нельзя. Правила здорового образа жизни, которые предлагают герои, среднестатистическому россиянину, особенно если он живет в провинции, соблюдать сложно. Посвятить же себя хобби и образованию можно только при наличии хоть каких-то денег и пространства — иначе бытовые проблемы и попытки банально выжить будут волновать человека гораздо больше, чем саморазвитие.

Для большинства поклонников «звезд» наблюдение за их жизнью является лишь «компотом для мозгов», ненадолго отвлекающим от мрачных мыслей, — и это в лучшем случае. В худшем — демонстрация своих возможностей и цветущего вида, при котором отсутствие макияжа и подчеркнуто небрежная домашняя одежда выглядят как кокетство, вызовет раздражение. Видео с шопингом в западном супермаркете — даже если там полупустые полки, а герой пришел всего лишь за макаронами, — может больно задеть людей, которые еле сводят концы с концами.

Впрочем, это еще далеко не дно. Но некоторые «кумиры» к нему стремятся. Ольга Бузова, начав с безобидного музыкального флешмоба «Давай останемся дома», набравшего более семи миллионов просмотров, перешла к рискованному эпатажу. В своем Instagram знаменитость выложила видео с купанием в лапше быстрого приготовления, пренебрежительно отозвавшись о ее вкусе. Миниролик был снят в рамках баттла с блогером Гусейном Гасановым — наряду с заданиями помыть подъезд и сжечь несколько дорогих платьев из своего гардероба. Подписчики, разумеется, активизировались, припомнив девушке ее заявление о блокадниках, которые явно не оценили бы такой «юмор».

В целом российские селебрити демонстрируют выдержку и спокойствие, излучают добро и оптимизм. Но все это — не более чем торговля лицом, которой они занимаются постоянно. Поддержанию духа в борьбе с эпидемией подобный пиар явно не поспособствует. У простых людей, которые вынуждены коротать время в тяжелом быту и мрачных думах о будущем, просмотр красивых картинок из жизни «богатых и знаменитых» может вызвать комплексы и стресс, только усугубив и без того нестабильное психическое состояние.

Людмила Семенова

Что угрожает книжной отрасли России в период эпидемии COVID-19, в подкасте «Росбалта» рассказывает издатель Сергей Рубис.