Posted 25 апреля 2020,, 07:18

Published 25 апреля 2020,, 07:18

Modified 30 марта, 14:23

Updated 30 марта, 14:23

Не дайте ненависти иссушить разум

25 апреля 2020, 07:18
Людмила Семенова
Даже перед лицом реальной общей угрозы россияне устраивают «диванные бои» из-за того, что посмотрели по ТВ или на YouTube.

Сериал «Зулейха открывает глаза» на канале «Россия-1» стал самой ожидаемой и, вероятно, самой скандальной премьерой текущего года, вызвавшей огромный резонанс в СМИ и у зрительской аудитории. Проект сразу же возглавил топ сериалов нынешнего телесезона, транслировавшихся в прайм-тайм. Кроме того, свежие серии попадали в тренды YouTube, стабильно набирая миллионы просмотров.

В соцсетях же на «Зулейху» обрушился шквал ненависти, в том числе лично на автора романа-первоисточника Гузель Яхину и актрису Чулпан Хаматову, исполнившую главную роль. Некоторые граждане требуют чуть ли не привлечь создателей проекта к уголовной ответственности и откровенно жалеют, что в 30-е годы «не всех гадов уничтожили». Кое-кто увидел в появлении сериала накануне Пасхи и Дня Победы «волю дьявола», решившего испортить великому русскому народу сразу два праздника. А более «прагматичные» критики злопыхательствуют из-за потраченных на проект денег (огромные бюджеты бездарных отечественных комедий их почему-то не возмущают).

Возможно, столь бурная негативная реакция создала такой же эффект, как с фильмом «Матильда»: сериал захотели посмотреть даже те, кто прежде этого не планировал.

На мой взгляд, проект нельзя назвать шедевром, но он заслуживает внимания. Роман Гузель Яхиной может стать вдохновляющим примером для начинающих писателей, доказывающим, что сказать свое слово в литературе можно даже одним произведением. А для осмысления художественной стороны сериала в постановке Егора Анашкина (режиссер наверняка привнес немало от себя) лучше отказаться от бесконечных споров о правдивости сюжета.

История раскулаченных, которые выжили в нечеловеческих условиях и построили новое поселение, показанная глазами неграмотной татарской крестьянки Зулейхи и коменданта Ивана Игнатова (его играет Евгений Морозов), воплощена очень жестко. Этому способствуют и тусклые цвета, и щемящие мелодии (в том числе проникновенный татарский напев), и символичные сказки, которые главная героиня рассказывает сыну.

Что же касается идеологической нагрузки, за которую так ругают сериал, то она гораздо менее «тяжеловесная» и прямолинейная по сравнению со многими другими антисоветскими проектами. Не все коммунисты показаны подонками — тот же Игнатов скорее всего сочувствовал бы поселенцам и без симпатии к Зулейхе. И хоть это грубое сравнение, но, например, главный герой расхваленного фильма «Стиляги» уж точно не перешел бы на «светлую сторону», если бы не влюбился в эпатажную девушку.

А в ярких отрицательных персонажах — Кузнеце (Роман Мадянов) и бывшей любовницы Игнатова Настасье (Юлия Пересильд), — просматриваются не столько партийные элементы, сколько воплощения вечных пороков, вроде приспособленчества и полного отсутствия эмпатии. Есть подобный персонаж и среди сосланных — вор и предатель Горелов (Александр Баширов).

Сама Чулпан Хаматова, которой пришлось выдержать немало нападок и от татар, и от русских, также создала очень выразительный образ. Бессловесная и бесхребетная в первых сериях, Зулейха Валиева не только выживает в новых условиях, но и развивается как личность. Любопытно, что крестьянка практически не горюет об убитом муже-тиране и без протестов позволяет оставить на верную погибель свою ведьму-свекровь (Роза Хайруллина). Это можно трактовать по-разному: и как банальное проявление инстинкта самосохранения, и как свидетельство наличия стержня, не давшего ей сперва превратиться из человека в преданную собаку, а потом — принести свою жизнь в жертву «хозяевам».

Если максимально отстраниться от «общественного мнения», то в сериале просматривается динамичная история о людях, которые в условиях голода и холода сохраняли человеческий облик, не теряли воли к жизни, любви, взаимопомощи, обучении молодых и творчеству. Порой то, что не убивает, действительно может сделать сильнее.

Кроме того, сериал доказал, что на российском экране все еще есть талантливые актеры. А уж о том, какие они люди, судить не «диванным экспертам».

О вреде или пользе таких проектов можно дискутировать бесконечно. Но устраивать вокруг них кровавые побоища, порой даже не посмотрев — а ведь многие «критики» гордятся тем, что не утруждали себя просмотром «Зулейхи», — явно разрушительное и глупое занятие, не имеющее отношения ни к искренности, ни к чести, ни к совести.

Людмила Семенова

О том, как киноиндустрия США переживает эпидемию коронавируса, в подкасте «Росбалта» рассказывает режиссер Александр Черняев.