Posted 3 июня 2020,, 10:00

Published 3 июня 2020,, 10:00

Modified 1 февраля, 01:45

Updated 1 февраля, 01:45

Подарок Путину, у которого лучше не трогать упаковку

3 июня 2020, 10:00
Иван Преображенский
Программа правительства Мишустина — просто красивая презентация для президента, так что углубляться в ее подробности власти сейчас не хотят.

Выбранный Кремлем путь вхождения в карантин (который официально так и не был объявлен) изначально предполагал создание массовой скрытой безработицы. Устроив «длинные выходные», Владимир Путин подтолкнул нанимателей к фальсификации статистики. Все, кто мог себе это позволить, не стали увольнять сотрудников, но, разумеется, к «нерабочим дням с сохранением заработной платы» тоже не были готовы. В итоге возникли самые разнообразные хитроумные формы имитации занятости, чтобы не вызывать на себя проверки и гнев властей. Затюканные российские работники, естественно, практически не протестовали, опасаясь вовсе потерять доход.

«Уже каждый пятый (19%) наемный работник говорит о снижении заработной платы и других выплат, что на 10 процентных пунктов больше, чем в самом начале измерений. Эта проблема актуальна для 22% работников частных предприятий и 17% бюджетников», — говорится в отчете агентства «инФОМ», которое по заказу Банка России провело опрос среди россиян старше 18 лет, то есть условно трудоспособного населения.

Конечно, это оценочные, приблизительные данные. Кто-то уклонился от ответа, другие соврали. Никто не сможет точно сказать, какой процент трудоспособного населения сейчас не уволен, но и полноценной зарплаты не получает. Но можно достаточно уверенно предполагать, что их заметно больше, чем официальных безработных. При том, что даже их в России уже гигантское множество — более двух миллионов человек по данным министра труда и социальной защиты Антона Котякова.

Поддерживают российские власти этих безработных? Не слишком, точнее — совершенно недостаточно. По сути дела, весь карантин российский рынок прожил за счет нехитрых накоплений россиян и увеличения их кредитной зависимости, которая и без того росла гигантскими темпами все последние годы. Единственная мера помощи населению, которая не была обставлена множеством трудновыполнимых условий — это выделение десяти тысяч рублей на каждого ребенка. Правда, не до 18 лет, а до 16-ти, хотя в международной статистике и студент вуза, если он не имеет собственной работы, считается иждивенцем, которого должны кормить родители.

Свои 10 тысяч россияне бросились вырывать у государства с таким азартом, что обвалили «Госуслуги». И это понятно, даже реально безработному получить «коронавирусное» путинское пособие по безработице заметно сложнее. Домохозяек власти оставили вообще без пособий. Малому бизнесу прямой помощи практически не оказали, только немного ослабили бремя, которые бизнесмены и до коронакризиса называли практически непосильным.

В общем, впереди неизбежный кумулятивный эффект: меньше покупают — меньше продают — меньше производят. Падение платежеспособного спроса населения неизбежно вызовет банкротства многих предприятий сферы услуг, в том числе даже тех, которые выживут после первого этапа кризиса. При этом Россия практически ничего, что необходимо людям в быту, не производит. Даже сельское хозяйство, которое в стране и правда есть (еще бы ему не быть при такой гигантской территории), уже к осени окажется в кризисе.

Но план правительства все это учитывает, судя по всему, весьма условно. Из того, что уже просочилось в прессу или было озвучено премьером Михаилом Мишустиным, известно, что состоит этот план из трех этапов. Дальше — только помпезные цифры: 500 мероприятий, 5 трлн рублей и в конце пути «устойчивый экономический рост». На первом этапе, как нам рассказывают, правительство хочет «стабилизировать ситуацию и не допустить дальнейшего падения доходов людей». Хочется спросить «о чем это вообще?», ведь власти уже все сделали не только для того, чтобы поддержать крупный бизнес, но и чтобы доходы отдельных домохозяйств в России буквально «обнулились».

Еще не кончится год, уверяют министры, как падение доходов прекратится. С 2014 года не могли переломить тенденцию к снижению уровня жизни, а теперь вдруг гусарским наскоком смогут. Вероятно, в капусту порубав Росстат, который и без того уже замучился менять методики подсчетов так, чтобы ситуация в стране не выглядела слишком уж трагично. И вот уже к концу 2021 года страна выйдет на уверенный рост. Очевидно, в прекрасных снах наших чиновников, потому что других способов сейчас не видно.

Внутренний спрос правительство добило. Традиционная поддержка экспортных отраслей ни к чему не приведет, потому что падают цены практически на любое сырье, кроме разве что золота. Все крупные мировые экономики съеживаются. Главная фабрика, она же «мусорка», — Китай, столько недолговечных и некачественных вещей, как раньше, производить еще долго не сможет. Значит, поднять экономику за этот счет не получится.

Какие же остаются пути, если нет ни внешнего, ни внутреннего спроса? Их, судя по всему, не существует. А программа правительства Мишустина — просто красивая презентация для президента. Поэтому и углубляться в ее подробности власти сейчас и не хотят, чтобы не повредить подарочную упаковку.

Иван Преображенский