Posted 15 августа 2020,, 07:40

Published 15 августа 2020,, 07:40

Modified 1 февраля, 02:15

Updated 1 февраля, 02:15

Гастроли в 90-е

15 августа 2020, 07:40
Людмила Семенова
Министерство культуры должно быть довольно — россияне получили возможность потупить в атмосфере давно ушедшей эпохи.

Начало августа на отечественных экранах ознаменовалось не совсем обычной премьерой — впрочем, очень хорошо вписавшейся в формат «светлых и простых российских фильмов», которыми в ближайшее время планирует радовать зрителя Минкульт.

«Веселые гастроли на Черном море» — это легкая музыкальная комедия без каких-то подтекстов и оригинального развития сюжета или персонажей. Другое название фильма — «Мой милый ежик» — также свидетельствует о его крайней непретенциозности, граничащей с китчем, но, в отличие от многих собратьев по жанру, не издевающейся над понятиями юмора и вкуса.

Устаревший формат вступительных титров, упоминание журнала «ТВ-парк», подзабытые поп-звезды Лариса Черникова и Аркадий Укупник, а также ныне покойная Наталья Крачковская в главных ролях — все это объясняется тем, что съемки велись в далеком 2002 году, но проект был заморожен. Почему именно сейчас его все же решили «довести до ума» — не очень понятно. Ведь по всем параметрам он принадлежит минувшей эпохе и сегодня смотрится как очередная серия «Старых песен о главном».

Но если отвлечься от очевидной винтажности, фильм вполне справляется со своей основной задачей: развлечь аудиторию и настроить на позитивные эмоции.

Режиссер и сценарист «Веселых гастролей» — Виктор Дюнин, у которого в активе только еще одна картина «Была не была» (2006 год). Нынешний его проект выдержан примерно в таком же слегка дурашливом тоне.

Главная героиня, певица Лариса — по сути, камео самой Черниковой, прославившейся шлягерами «Влюбленный самолет» и «Всего один глоток», — прилетает в Ялту и становится объектом симпатии сразу двух местных кавалеров. Один из них — нахальный владелец блинной Анчар Ветродуев (Александр Панкратов-Черный), а другой — непутевый и обаятельный повар Михаил Ежиков (Аркадий Укупник). При этом в Москве у девушки есть возлюбленный, который продвигает ее творчество (Михаил Мамаев).

Навязчивость Ветродуева с самого начала не нравится Ларисе, поэтому мелодраматическая «интрига» сводится к тому, уедет ли певица обратно к суховатому предпринимателю или останется с романтичным кладоискателем Мишей. Собственно, здесь прорисовывается вечный конфликт между разумом и чувствами. Но не стоит ждать какого-то драматизма: даже развод Миши с его колоритной супругой Сабой, которую и сыграла Наталья Крачковская, выглядит забавно.

Собственно, любовная линия в фильме сама по себе комична. Учитывая, что главный герой — уже не слишком молодой человек без особых амбиций и со специфическими внешними данными, предполагается, что его шарм состоит в детской мечтательности и бытовой беспомощности, из-за которой он попадает в дурацкие ситуации и наяву, и во сне, когда видит себя объясняющимся с Ларисой. В реальности, конечно, бывает всякое, и все же Ежиков откровенно не похож на героя романа «столичной звезды».

Поэтому сюжет выглядит как южная сказка, разбавляемая гэгами, за которые в основном отвечают Панкратов-Черный и Александр Пятков, играющий компаньона Анчара, а также Виктория Тарасова, которая позже прославилась ролью в криминальном сериале «Глухарь».

Пожалуй, отсутствие претензий на серьезность и является главным плюсом картины. Финал можно было бы безнадежно испортить приторным хэппи-эндом, однако авторы решили завершить историю на грустноватой, но правдоподобной ноте.

А вот саундрек откровенно разочаровывает. Мелодии практически не запоминаются, в том числе композиция, которую исполняет сам Укупник. От репертуара же главной героини сильно отдает западными эстрадными традициями, а в одной песне русский текст и вовсе положен на мелодию Sitting Down Here норвежской певицы Лены Марлин, написанной в 1999 году. В титрах об этом заимствовании нет ни слова, что оставляет крайне неприятный осадок. В эпоху YouTube и приложений, распознающих музыку, глупо надеяться, что никто ничего не заметит.

В целом же фильм снят в традициях старой доброй комедии и вполне способен порадовать тех, кто ностальгирует по 90-м. Конечно, за кулисами музыкального мира тогда царила не менее мрачная атмосфера, чем по всей России, и история самой Ларисы Черниковой это подтверждает. Однако в старой эстраде по крайней мере была жизнь и органика, которой практически не осталось в современном шоу-бизнесе. А вот привычка подворовывать чужое творчество, к сожалению, никуда не делась.

Людмила Семенова