Posted 7 сентября 2020,, 13:43

Published 7 сентября 2020,, 13:43

Modified 30 марта, 13:26

Updated 30 марта, 13:26

Не так сели

7 сентября 2020, 13:43
Юлия Петровская
Усвоят ли «братушки» урок эротики от российской дипломатии?

Еще не забыты рассуждения пресс-секретаря МИД РФ о праве богатых и бедных на авиаперелеты и смелый вызов на дебаты запрещенного в госструктурах Алексея Навального (с последующим отказом от них), но Мария Захарова вновь взрывает соцсети. На этот раз она унизила Александра Вучича, президента Сербии — одного из частых собеседников Владимира Путина, обладателя престижного ордена Александра Невского и главного союзника Москвы на Балканах. Скандальный пост Захаровой появился после того, как Дональд Трамп уговорил Вучича нормализовать экономические связи с Косово и переместить сербское посольство в Израиле в Иерусалим.

«Если Вас позвали в Белый дом, а стул поставили так, будто Вы на допросе, садитесь как на фото #2. Кем бы Вы ни были. Просто поверьте», — написала в субботу Захарова на свой странице в Фейсбуке, сопроводив протокольный снимок из Вашингтона известным кадром из фильма «Основной инстинкт». Иными словами, официальный представитель российского МИДа публично сравнила президента наиболее дружественной России страны с женщиной без трусов на допросе у американских полицейских.

После гневной реакции из Белграда и обвинений в примитивизме Захарова дополнила свое сообщение извинением: «Прошу прощения, но мой пост был неверно истолкован! Единственное, что в нем содержалось — неприятие высокомерного отношения со стороны „исключительных“. Протокольные уловки стали одним из приемов, на которые регулярно идут американские чиновники, чтобы искусственно создать видимость собственной исключительности. А это неприемлемо».

При этом скандальный пост, набравший к тому моменту тысячи комментариев и перепостов и послуживший всплеску эмоций в Сербии, из ленты не исчез. Дружественные Захаровой тролли и политические противники Вучича отыгрались на этой теме по полной, даже не заметив ее «извинений» в адрес сербского руководства.

Подписчикам и коллегам Захаровой не привыкать к ее стилистике, но многие все же не поняли, почему столь отборное хамство на Смоленской площади приберегли именно для Сербии, самой лояльной страны на Европейском континенте. Дескать, в любом нормальном государстве такого пресс-секретаря давно бы уволили за профнепригодность, тем более после немотивированного оскорбления одной из немногих дружественных стран! Но у России, как известно, особый путь.

Извинения Захаровой не выглядят убедительными. Хамила она, разумеется, не американцам, а Вучичу. И именно эта оскорбительная стилистика получила поддержку у многих ее подписчиков (большинство которых, судя по уровню грамотности, не дотягивают до профессионального обсуждения или имеют все признаки ботов). Страница пестрит уничижительными комментариями вроде «Простите нас, братья русские, за такого президента», «Вучич без помощи Путина — ничто», «Мы, сербы, его не любим! Так что Мария все правильно написала!» (последний из этих комментариев — от «сербов» из Челябинска).

После такого скандала извинений на частной странице ФБ, конечно, недостаточно. Некомпетентность и недипломатичность официального представителя МИДа требуют кадровых выводов. Но вряд ли они быстро последуют. Во всяком случае внушительный список разнообразных должностей Захаровой не оставляет сомнений: у высокого начальства претензий к ней нет. В последние дни этот список дополнен назначением в Дипакадемии, где у Захаровой, возможно, поинтересуются, как в ее голове возникла картинка правильного сидения.

К слову, российским дипломатам не рекомендовано ведение страниц в социальных сетях. И это понятно: в столь важном ведомстве никто не должен отклоняться от «генеральной линии» и злоупотреблять моветоном. Эксклюзивным, по сути, правом в этой области обладает Мария Захарова. В интернете российская дипломатия давно ассоциируется исключительно с ее лицом и пошлым взглядом на мир: издевки в адрес первых лиц (к которым Захарова не уполномочена обращаться), фото из личного архива, дезинформация и немного эротики.

Но для Кремля тут, строго говоря, проблемы нет. Захарова не отклоняется от «генеральной линии», а если это и происходит, то вовремя исправляется, по-новому, расставляя акценты. Мол, вы неправильно поняли, мы говорили не о сербских трусах, а об американском высокомерии! При этом на странице Захаровой, славящейся языком ненависти, вы почти не найдете критических и оскорбительных комментариев в адрес российского президента. После появления они быстро исчезают: устраиваемый Захаровой балаган тщательно модерируется.

Троллинг партнера, в том числе исторически близкого, — неотъемлемая часть нынешнего внешнеполитического курса Москвы. Он помогает более выпукло (как кажется стратегам в Кремле) показать российскую мощь и указать «неправильно» поступающему партнеру его место в системе международных отношений. Методы становятся все более грязными даже там, где формально все еще существуют рамки приличий. Хамство в соцсетях вместо аргументированного внешнеполитического заявления — один из способов доведения недовольства до нужного адресата. Давали Захаровой зеленый свет на очередную цыганочку с выходом или нет, не столь уж важно, многим и так стало понятно: официальная Москва невысокого мнения о сербском руководстве.

Вучича можно не любить за многое: он не признал Крым в составе РФ, продолжает сближение с НАТО, хотя Кремль просит не делать этого; готовится согласиться с независимостью Косова, чтобы ускорить интеграцию в Евросоюз, хотя в Москве предупреждают, что это чревато украинским сценарием; не защищает российскую элиту от обвинений в отравлении Навального; покупает противоракетные комплексы у китайцев; наконец, сливает порой в публичное пространство информацию о делах российских спецслужб, в том числе о подготовке «переворота» в Черногории в 2016-м.

С другой стороны, тот же Вучич не присоединился к международным санкциям против России, распахнул двери для российского влияния (в том числе для работы десятков нелепых организаций вроде «Балканского казачьего войска»), никогда не выгонял, в отличие от соседей, деятелей уровня Бородая и Прилепина, не препятствовал (а мог бы) распространению через местные СМИ положительного образа России и лично Путина.

Сербия все эти годы пытается удерживать баланс во внешней политике, опираясь одновременно на Евросоюз, США, Китай и Россию. При этом симпатии к России и русским в Сербии вполне искренние, а московское руководство в Белграде принимают со всеми почестями, удовлетворяя все его потребности, в том числе предоставляя трибуну для любых антизападных заявлений. Саму Захарову пару лет назад принимали там в торжественной обстановке с почестями, которые ей пока не положены. Это стало возможным именно во времена Вучича.

Знает ли об этом Захарова? Конечно. Как и о том, что Вучич подолгу ждет приема в Кремле, не получая при этом ни финансовой помощи, ни выгодных кредитов. Для Кремля это вполне естественно. Сербия — один из «младших» партнеров, удобных для использования в пропагандистских целях, с которым к тому же можно не церемониться: если надо — вспомним, что плечо к плечу сражались с фашистами и по хорошей цене продаем газ, ну а если что не так: у вас Вучич без трусов!

Представление о том, что сербского лидера можно выставить в подобном свете, у официального представителя МИДа возникло не на ровном месте. И ее действия в ФБ невозможно отнести к неосознанным. Захарова довольно давно работает в этой системе и уже должна была усвоить все запреты и «красные линии». Вероятнее всего, в данном случае они отсутствуют.

Увлечение российской дипломатии величием, помимо всего прочего, привело к постоянной демонстрации интеллектуальной слабости там, где ее надо скрывать. Она пытается одновременно играть в мистера «Нет» и миссис «Упс», все чаще работая на уровне пригожинского тролля и оставляя у окружающего мира впечатление, что Россия — страна с крайне низкой самооценкой. Походя потеряна последняя дружественная страна: нет повода не сплясать в стриптизерских туфлях.

Юлия Петровская