Posted 28 сентября 2020,, 10:59

Published 28 сентября 2020,, 10:59

Modified 30 марта, 13:18

Updated 30 марта, 13:18

«Обнуление» привело к консервации

28 сентября 2020, 10:59
Елена Земскова
Интрига заключается в том, какое место отведут Госсовету в обновленной политической системе и транзите власти в 2024 году.

Как ожидается, на этой неделе в Госдуму поступит законопроект о Государственном совете РФ, в котором будет прописан статус, полномочия и порядок формирования этого ранее неконституционного органа власти. Напомним, Госсовет был учрежден в качестве совещательного органа при главе государства еще в 2000 году. С тех пор президент проводил на его площадке консультации с губернаторами по самым разным вопросам развития страны. В январе же, в послании Федеральному Собранию, Владимир Путин предложил усилить роль Госсовета и закрепить перераспределение властных полномочий в Конституции.

О том, что законопроект о Госсовете почти готов к внесению в Госдуму, сообщал на прошлой неделе член Совфеда Андрей Клишас. При этом даже приблизительное содержание этого документа заранее не раскрывается. Главная интрига заключается в том, какое место отведут Госсовету в обновленной политической системе, а также его роли в так называемом транзите власти в 2024 году.

На этот счет ходит много разных слухов. Согласно одной из самых популярных версий, Госсовет могут преобразовать в некий надгосударственный орган власти с последующим переходом на работу туда самого Путина. При этом речь может идти как о варианте, похожем на «казахский», так и «интеграционном», если будут предприняты реальные шаги по укреплению Союзного государства России и Белоруссии.

При этом пока нельзя сказать, к какой ветви власти «приставят» Госсовет или он все же займет самостоятельное место в пресловутой российской «вертикали». В последнем случае есть риск разбалансировки властной конструкции, ведь как ни крути, сложно будет избежать пересечения функционала Госсовета с Советом Федерации, а также правительством, и, возможно, Советом безопасности.

В связи с этим уже ведутся споры, в том числе и в анонимных телеграмм-каналах, «кто будет круче» — Совфед или Госсовет? При этом последний уже сейчас пытаются выставить чуть ли не в качестве будущего альтернативного центра влияния, где региональные элиты смогут найти поддержку в решении местных проблем.

Впрочем, может оказаться и так, что ажиотаж вокруг Госсовета создается искусственно, а в запланированном к внесению в Госдуму законопроекте не будет ничего, что бы указывало на принципиальное изменение его полномочий и функций. В пользу более технического характера будущего законопроекта о Госсовете косвенно свидетельствует и то обстоятельство, что президент в развитие конституционной реформы первым делом внес в Госдуму блок законопроектов, касающихся других институтов власти — правительства, парламента, судебной власти и отдельных силовых ведомств. Тот факт, что Госсовет сместили на второй план, можно расценивать как сигнал из Кремля, что никаких сенсаций с ним не будет.

Ожидания насчет Госсовета действительно могут оказаться напрасными и потому, что в России уже совершенно четко обозначилась тенденция перехода к суперпрезидентской республике (хотя до сих пор была смешанная — парламентско-президентская). А раз президент укрепляет и еще больше централизует в своих руках власть, то он точно не заинтересован в создании каких-либо параллельных структур, которые, как сейчас модно говорить, обладали бы политической субъектностью.

Упомянутый же выше блок законопроектов как раз и содержит положения, направленные на усиление именно президентской власти в России. Чтобы там ни говорили провластные эксперты о якобы расширении полномочий парламента во взаимоотношениях с правительством, в действительности именно глава государства по-прежнему будет решать, кто станет премьером, а также осуществлять общее руководство кабмином. И именно перед ним будет нести персональную ответственность председатель правительства.

Президент также сможет освобождать от должности не только любого министра, но и самого премьера. При этом вслед за последним теперь не придется отправлять в отставку все правительство, чтобы не парализовать его работу, пока назначается следующий.

Серьезно усилится влияние главы государства и на судебную власть. А заключения Конституционного суда он сможет использовать в качестве дополнительного вето на принимаемые парламентом законы. Именно президент оставит за собой и руководство Совбезом и Госсоветом. Институционально же все будет оформляться так, чтобы ни один орган власти (даже теоретически) не смог выйти из-под его контроля.

В этой канве и будет, судя по всему, вестись подготовка законопроектов, касающихся организации системы власти и принимаемых в развитие конституционной реформы.

Ведь главное, ради чего затевалась правка Конституции — «обнуление» сроков полномочий действующего президента — уже состоялось. Теперь настало время для консервации системы с расчетом на то, что даже в случае крупных потрясений ее не снесет протестной волной.

Елена Земскова