Posted 19 января 2021,, 07:52

Published 19 января 2021,, 07:52

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

10,2 трлн рублей — потери людей из-за повышения пенсионного возраста

19 января 2021, 07:52
Именно столько на этом «заработает» государство в период до 2028 года, когда должна завершиться так называемая пенсионная реформа, реализуемая в России с 2019 года.

Это, безусловно, огромные деньги — 10,2 трлн рублей. Но как «пощупать», насколько они большие? Простой путь для этого — соизмерить их с чем-либо. Так, 10,2 трлн рублей — это стоимость…. 45-ти Крымских мостов (!) Напомню, что официальная стоимость строительства Крымского моста равняется 227,9 млрд рублей. В таком соизмерении становится более понятным масштаб суммы денег, которую государство удастся «заработать» на повышении пенсионного возраста. Соответственно, государство — зарабатывает, люди — теряют. Теряют именно 10,2 трлн рублей до конца 2028 года от фактически конфискационной реформы в виде повышения пенсионного возраста.

Эта сумма получается, если сложить фискальный эффект повышения пенсионного возраста в период с 2019 года по 2028 год включительно. Причем на начальном этапе эффект был не столь значительным (2019 год — 30,7 млрд рублей, 2020 год — 174,5 млрд рублей). Однако в 2028 году этот эффект уже составит почти 2,5 трлн рублей, потому что вместо ожидаемой численности населения старше трудоспособного возраста в 41,2 млн человек (средний прогноз) теперь, с учетом повышения пенсионного возраста, таковых в 2028 году ожидается, по прогнозу Росстата, уже только 32,7 млн человек.

Принципиально в этом подсчете то, что в нем учтены потери для государства от повышенной индексации пенсий неработающим пенсионерам. Напомню, что необходимость ускоренного роста пенсий называлась в качестве главного аргумента в пользу повышения пенсионного возраста. Типа, все ради пенсионеров, ради повышенной индексации их пенсий, чтобы пенсии индексировались не на меру инфляции, а опережая ее.

Действительно, в последние годы индексация пенсий неработающим пенсионерам (работающим вообще никакой индексации не проводится с 2016 года) превышает уровень инфляции. К примеру, по итогам 2020 года инфляция составила 4,9%, а страховые пенсии неработающим пенсионерам были проиндексированы с 1 января 2021 года на 6,3%, то есть превышение индексации составило 1,4 процентного пункта. Однако дело в том, что потери от этой самой повышенной индексации для государства в 2021 году составят всего лишь 79,4 млрд рублей, в то время как экономия на выплате пенсий из-за повышения пенсионного возраста — 401 млрд рублей. Почувствуйте разницу, что называется. Таким образом «чистая» экономия государства только в 2021 году составит 321,6 млрд рублей (в 2019 году она была 30,7 млрд рублей, в 2020 году — 174,5 млрд рублей). Для государства — экономия, для людей — прямые потери денег.

Всего в 2019–2028 годах государство могло бы «заработать» на повышении пенсионного возраста больше 11 трлн рублей. Эту цифру уменьшим на 0,8 трлн рублей (потери от повышенной индексации пенсий) и получим упомянутые выше 10,2 трлн рублей «чистой» экономии для государства (потери для людей).

Я решил привести результаты соответствующих расчетов, потому что ни в 2018 году, когда принималось решение о повышении пенсионного возраста, ни в последующие годы мы так и не услышали от властей полного экономического обоснования с цифрами и соответствующими расчетами. А аргументы, что все это делается ради ускоренного повышения пенсий, как мы видим, являются абсолютно несостоятельными.

Если кто-то захочет перепроверить результаты расчетов, то исходные данные для них рекомендую брать из следующих источников: демографические прогнозы Росстата 2018 и 2020 годов (данные по количеству пенсионеров по старости без и с учетом повышения пенсионного возраста на долгосрочную перспективу); данные по фактическим (2019–2020 годы) и прогнозным (2021–2023 годы) средним размерам месячной страховой пенсии по старости, а прогнозные размеры пенсий на 2024–2028 годы рекомендую рассчитать, исходя из размера ежегодной индексации 5,5%; данные Росстата по количеству пенсионеров работающих и неработающих; данные Пенсионного фонда России по индексации страховых пенсий по старости; данные по инфляции (фактической — Росстат, прогнозной — Минэкономразвития).

Плюс необходимо будет учесть еще некоторые моменты. К примеру, тот факт, что работающим пенсионерам пенсии не индексируются, что не все население старше трудоспособного возраста получает страховые пенсии по старости и пр.

Повышение пенсионного возраста — неправильное и несвоевременное решение властей. Повышать пенсионный возраст в условиях, когда с 2014 года падали реальные располагаемые денежные доходы населения, было категорически нельзя. Цена этой по сути конфискационной реформы для людей — 10,2 трлн рублей.