Posted 23 января 2021,, 08:12

Published 23 января 2021,, 08:12

Modified 30 марта, 12:31

Updated 30 марта, 12:31

Не ломайте комедию!

23 января 2021, 08:12
Людмила Семенова
Когда нет ни интересного сюжета, ни ярких эмоций, ни хоть какого-то юмора, красивые актеры фильм не спасут.

Российский кинематограф попытался добавить новый портрет в галерею докторов-хулиганов со сложным внутренним миром — героя комедии «Не лечи меня». Новизна главным образом состоит в том, что сыгравший главную роль актер Иван Янковский, в отличие от его предшественников в этом амплуа, обладает красивой внешностью. Но на пользу картине это не пошло, а очередная эксплуатация темы борьбы «гения» с царящими вокруг серостью и лицемерием навевает лишь скуку и раздражение.

В сухом остатке творение режиссера Миши Маралеса, дебютанта в полнометражном кино, получилось вялым и невероятно тоскливым, что для комедии означает провал. А для медицинской истории оно слишком неправдоподобно и гротескно. Впрочем, профессиональные врачи скептически относятся и к таким культовым проектам, как тот же «Доктор Хаус» или «Скорая помощь», но при этом признают за ними право на домыслы и фантазии во имя интересной и захватывающей истории. В «Не лечи меня» нет ничего даже отдаленно на это похожего.

Фильм заявлен как история о молодом враче-травматологе Илье, работающем в захудалой больнице, где комфортные условия только у вороватого начальства. Герой постоянно ввязывается в конфликты — то ссорится с нечистым на руку замом главврача (Александр Демидов), то нарывается на претензии от случайного прохожего, которому не слишком деликатно оказал помощь, то не находит взаимопонимания с родственниками пациентов.

Попутно он ведет весьма легкомысленный образ жизни в плане отношений с противоположным полом. Когда же на стол к нему попадает молодая и привлекательная жертва аварии, Илья идет на авантюру с благой целью — женится на девушке, чтобы она смогла получить разрешение супруга на операцию. Развитие романтической линии предугадать несложно: «липовый» брак, переходящий в настоящий «союз двух сердец», — одна из самых затасканных тем в сентиментальном жанре.

Но здесь в нее даже не попытались привнести хоть что-то свежее и интересное. Сюжет напоминает бестолково льющуюся воду и завершается соответствующе — как будто кто-то устал от монотонного журчания и перекрыл кран. Если даже авторам и артистам было скучно создавать эту комедию, то какое же впечатление она должна произвести на зрителя?

Из претензий на неординарность можно отметить то, что больница, в которой работает герой, кардинально отличается от декораций в аналогичных проектах. Она выглядит подчеркнуто «аутентичной» и «жизненной», в ней вечная разруха и казнокрадство. Конечно, такое в российском здравоохранении встречается часто, но здесь уже явный перебор, который не добавляет ни юмора, ни сатиры, ни искренности. К тому же возникает вопрос: если Илья действительно так талантлив, почему его не переманили в клинику получше? Принципиальностью и идейностью он вроде не отличается…

Сюжет в фильме практически отсутствует, хотя на экране что-то постоянно мельтешит. Герой ссорится с начальством, с полицией, с неблагодарным пациентом, с другом и новой пассией — но в этом нет ни грамма интриги, запала или остроумия. В принципе, все эти ситуации типичны для комедийного жанра и обычно держатся на харизме персонажей, которая в «Не лечи меня» полностью отсутствует. Причем самым неинтересным выглядит главный герой — ему не хочется сопереживать ни в карьере, ни в проблемах с законом, ни в любви.

Отношения между Ильей и Верой (Лукерья Ильяшенко) вообще прописаны наиболее вяло и лениво: никакой «химии» не чувствуется, и потуги на эротизм, сдобренные откровенной скабрезностью, выглядят жалко. Противопоставление небогатого главного героя на мотоцикле и обеспеченного любовника Веры в исполнении Петра Федорова, который ездит на «Порше», кажется слишком нарочитым и одновременно бессмысленным.

В картине также задействованы именитые актеры — Александр Демидов и Дмитрий Нагиев, играющие, соответственно, начальника Ильи и важного городского чиновника. Но если первый хотя бы старается сохранить задор, оставшийся со съемок «Обратной связи», то второй присутствует в кадре чисто символически и через пару часов после просмотра трудно вспомнить, что он вообще там делал.

Словом, «Не лечи меня» сложно порекомендовать даже в терапевтических целях при хронической перегрузке мозга: такое тоскливое времяпрепровождение чревато лишь апатией и головной болью. Скучная комедия — это, несомненно, редкий экземпляр, и надо было постараться, чтобы создать ее на вполне благодатной для юмора почве. Остается надеяться, что последующие эксперименты режиссера окажутся содержательнее и веселее.

Людмила Семенова