Posted 12 февраля 2021,, 16:44

Published 12 февраля 2021,, 16:44

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Россия-2021: какие времена, такие и манифесты

12 февраля 2021, 16:44
Сергей Шелин
Декларация режиссера Богомолова примечательна лишь тем, что смогла отвлечь интеллигентов от более важных вещей, происходящих в стране.

Константин Богомолов, худрук одного из модных московских театров, с замахом на поколенческость определяет свою статью как «манифест». О том, что это не шутка, сообщает читателю и старомодно-казенная банальность ее заголовка: «Похищение Европы 2.0.»

По-настоящему интересно в скандале с этим «манифестом» только одно — что он расколол наших интеллигентов на две противоборствующие партии, предоставив каждой из них блеснуть эрудицией и вспомнить наставления Достоевского, Леонтьева, Шпенглера и прочих титанов прошлых веков, вскрывших гнилость Европы.

Даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уважительно сообщил, что это «точка зрения человека, творчество которого импонирует многим, который имеет много поклонников и имеет право на свою точку зрения».

Передовые издания встали к Богомолову в очередь за интервью, воспроизводя потоки неприятных высказываний, которыми он их осыпал.

Весь этот интеллектуальный фейерверк совершенно излишен. «Манифест» не отличается ни новизной мысли, ни яркостью формы. Зато общественная задача, которую он решает, прочитывается легко и никакого почтения не вызывает.

«Манифест» разъясняет, что обобщенный «Запад» предал наши давние российские грезы о нем самом: впал в тоталитаризм, стал «этическим рейхом» и превратился в царство «сетевых стукачей и вертухаев». И вывод: «Современная Россия… не хочет в новый европейский паноптикум». Самое время взять брошенную прежними хозяевами европейскую идею в собственные руки: «заново строить нашу старую добрую Европу. Европу, о которой мы мечтали. Европу, которую они потеряли…» Сам глава МИД Сергей Лавров не сказал бы лучше.

Что такое пошлость? Это банальность, произносимая с видом первооткрывателя.

В 90-е, впервые побывав на Западе и попробовав тамошнюю политкорректность, гораздо более вегетарианскую, чем нынешняя, наши люди с удивлением говорили: «А у нас-то вольностей куда больше, чем у них!» Примерно тогда же в отечественной публицистике появилось течение, обличавшее западные новшества гораздо конкретнее и остроумнее, чем сегодня это делает московский театральный деятель.

Не втягиваясь заново в этот давний спор, скажу, что лежавшее в его основе предположение, будто Россия пойдет одним путем, а внешний мир каким-то совершенно другим, в конечном счете не оправдалось.

И сегодня уж кому-кому, а не нам объяснять другим, как избавиться от тоталитаризма. Оказалось, что мы с Западом не в разных лодках, а в одной, хотя и сидим по разным бортам.

В 20-е годы XXI века мы плывем с ними в одну сторону и играем в те же игры с поправкой на домашнюю нашу специфику, куда более мрачную и репрессивную, чем у них.

Перевернуть все чужое вверх ногами — не значит стать другими. Реакционность и революционность всегда больше похожи друг на друга, чем на старый порядок.

Неужели тамошние гонения за оскорбление расовых и гендерных чувств хуже домашних наших преследований за оскорбление чувств антиначальственных, державно-исторических или религиозных? Разве американский студент, изгнанный с волчьим билетом за сетевой пост, страдает больше, чем российский старшеклассник или студент, которому за пост шьют дело, а волчий билет идет в качестве бесплатного приложения?

Выдавать нынешнюю нашу оголтелую казенную несвободу, которая просто переворачивает вверх дном западный прогрессивизм, за какую-то давно не существующую у нас вольность станет только человек, который твердо решил не замечать, что происходит вокруг.

Разумеется, у каждого своя оптика. Составляя «манифест», Константин Богомолов мог просто не заметить боевые машины и толпы людей в черном, прописавшиеся в центре Москвы. Среди его знакомых вполне могло и не оказаться пострадавших, избитых, оштрафованных, арестованных. Их ведь всего несколько тысяч на огромный город. И, в конце концов, человек обычно мерит по себе, а режиссер, по его словам, «за все время своей деятельности не столкнулся ни с одним ограничением своей творческой свободы».

Вопрос, повторю, вовсе не к Богомолову. Он к тем многим, кто всерьез воспринял все, им сказанное. Вы же умны, образованны и политически искушены. Неужели вам не показалась странной публикация в феврале 2021-го статьи, обличающей западный тоталитаризм и ни слова не говорящей о том, что прямо сейчас происходит в России? Вам действительно больше не о чем посудачить?

И, наконец, вы и в самом деле ничего не заподозрили, прочитав этакие мимоходом брошенные фразы: «Несогласных много… Они боятся подать голос. Боятся стать объектами сетевой травли в России… Им как воздух необходима поддержка. Необходимо, чтобы их чувства и мысли были оформлены в слово, а слово было поддержано волей и организацией…»

Вот ради чего все и затеяно. Ради «организации». Впереди думские выборы, и рачительные начальники не только лупят оппозиционеров, но и расчищают опустевшее пространство для подходящих организаций с подходящей идеологией. Такая у них работа. Но обычным-то людям зачем на это клевать?

Сергей Шелин