Posted 12 июня 2021,, 08:43

Published 12 июня 2021,, 08:43

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Нерассказанная история жизни создательницы Муми-троллей

12 июня 2021, 08:43
Людмила Семенова
Биографический фильм о Туве Янссон показывает совсем не то, что хотелось бы увидеть.

Некоторые тайны из детства, пожалуй, лучше оставлять неразгаданными, чтобы они не утратили свою особую прелесть. Объяснение, зачастую отражающее точку зрения объясняющего и ориентиры эпохи, может все испортить. Такое ощущение возникает после просмотра фильма Зайды Бергрот «Туве», посвященного биографии финской художницы и писательницы Туве Янссон.

В 2020 году Финляндия отправляла картину на «Оскар», однако она так и не была номинирована.

Весь мир знает Туве Янссон благодаря трогательному и доброму семейству Муми-троллей. В последние годы в сетевой культуре даже появился термин «мумитроллинг» — процесс, обратный троллингу и направленный на то, чтобы улучшить человеку настроение и повысить самооценку. Поскольку сама Туве Янссон была большим новатором, ей бы, вероятно, понравилось такое оригинальное развитие ее наследия.

Но можно ли сегодня понять, что на самом деле она вложила в свои сказки, которые, если приглядеться, не такие уж светлые и обнадеживающие? Мультфильмы, знакомые советским детям, многое сглаживали, но порой и от них мороз пробирал по коже, а уж чтение о том, как комета в небе с каждым рассветом становится все больше и страшнее, проникнуто вполне «взрослой» тревожностью и драматичностью. Скорее всего, это связано с тем, что своими историями молодая Туве когда-то развлекала детей в бомбоубежище, и, вероятно, комета была прямой отсылкой к неотвратимой опасности внешнего мира.

Фильм показывает нам Финляндию второй половины 1940-х годов, когда мир потихоньку начинает приходить в себя после войны и в обществе даже произрастают бунтарские настроения. Как раз в это время главная героиня (ее играет Альма Певсти) ищет себя в живописи, однако гораздо лучше ей дается книжная графика. Она создает иллюстрации и рисует карикатуры для различных изданий, и придуманный на этом пути «книжный сериал» о Муми-троллях коренным образом меняет ее будущее.

При этом личная жизнь Туве Янссон складывалась непросто. Достигнув зрелости и закончив отношения с Атосом Виртаненом (Шанти Рони), писательница поняла, что ее привлекают женщины. Отправной точкой послужил роман с театральным режиссером Вивикой Бандлер (Криста Косонен). Из фильма мы узнаем, что их тайные ласковые прозвища — Тофсла и Вифсла — стали именами для персонажей книг о Муми-долине (кстати, в русском переводе эти персонажи мужского рода). В Финляндии середины прошлого века люди с «нетрадиционной ориентацией», конечно, не могли чувствовать себя так свободно, как сейчас в ряде западных стран, но в целом остракизму не подвергались. Тем более если речь шла о творческих личностях, которым всегда прощалась некоторая эксцентричность и склонность к экспериментам над своей жизнью.

Драматизм в любовной линии «Туве», похоже, сосредоточен как раз на том, что главная героиня для своей партнерши была именно одним из «экспериментов», в то время как Туве Янссон, вероятно, испытывала серьезные чувства. Казалось бы, что может быть банальнее такой завязки? Если мысленно поменять пол одного из персонажей, то получится стандартный мелодраматический сюжет. Здесь же его можно было обострить неприятием Туве со стороны консервативного общества, но ничего подобного в фильме не показано. Конфликт тлеет очень вяло, в соответствии с холодной и малоподвижной природой сурового северного края. А той женщине, с которой сказочница впоследствии прожила много лет и написала с нее одну из героинь, — художнице Тууликке Пиетиля, — в картине уделено несправедливо мало времени.

Однако обиднее всего, что в фильме совершенно нет той мистической грусти и тревожности, которой проникнуты произведения самой Туве Янссон. Он представляет собой рядовую историю о представителе богемы, которому удалось прославиться на весь мир, но не посчастливилось достичь равновесия в личных переживаниях. А ведь именно в творчестве, по всей видимости, Янссон могла позволить себе быть по-настоящему искренней. То, что история Муми-семейства — нечто большее, чем детская сказка, можно понять лишь с годами. Многих тайн писательницы, которые повлияли на концепцию ее книг, никто уже никогда не узнает, но атмосфера Муми-долины давно стала общим достоянием. И это совершенно особая страница в сказочной литературе: через вроде бы авторскую вселенную отчетливо проглядывает мрачная красота финской земли.

Все-таки в первую очередь Туве Янссон была художником, создающим удивительные пейзажи, эксцентричные сценки, невероятных персонажей — забавных, милых, таинственных, страшных. И очень жаль, что биографический фильм не сказал ничего о ней как о талантливом творце. При этом яркой истории о любви и бунте тоже не получилось. Судя по тому, что «Туве» не номинировали на Оскар, известного имени и стремления следовать политкорректным трендам, оказалось недостаточно, чтобы привлечь внимание к проекту.

Людмила Семенова