Posted 8 августа 2021,, 07:30

Published 8 августа 2021,, 07:30

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Вылечить душу немедленно не получится

8 августа 2021, 07:30
Людмила Семенова
Порой развлекательное телевидение пытается играть в психолога. В лучшем случае это просто скучно, а в худшем — опасно.

Почти все программы о внешнем преображении на российском ТВ так или иначе берут на себя воспитательную и просветительскую функцию. Однако в итоге оказываются перегружены псевдо-психологизмом и копанием в душах. А поскольку обыгрываемые в них темы и конфликты обычно выглядят шаблонными и надуманными, да и артистическая игра оставляет желать лучшего, то концепцию таких шоу, как «Модный приговор», «Снимите это немедленно», «Перезагрузка», «Взвешенные люди» или «Свадебный размер», сложно назвать удачной.

Согласно драматургии, к финалу героиня должна обрести свой идеальный «лук», избавиться от лишнего веса и научиться «излучать позитив». Но копившиеся годами психологические проблемы невозможно решить за несколько дней работы с телевизионными «экспертами» — для этого нужно гораздо больше времени и совсем другие методы. Поэтому стремительное превращение великовозрастной Золушки в принцессу вызывает лишь скепсис и раздражение.

В «Свадебном размере», например, участников консультировали диетолог, тренер по фитнесу и певица Анита Цой, но привлечь психолога авторы почему-то нужным не сочли. А ведь на шоу разбирались и явные расстройства пищевого поведения, и предпосылки к депрессии, и эмоциональное выгорание, и семейные конфликты — словом, все, к чему стоит подходить максимально осторожно и профессионально.

Однако вместо этого зрителю в крикливой и даже агрессивной манере указывалось, что глубинные психологические проблемы — лишь выдумка, каприз ленивого инфантила, и все исправится, как только он прекратит ныть и возьмет себя в руки. А для этого много времени не нужно, было бы желание. Что, безусловно, является заблуждением, пропаганда которого может оказаться весьма опасной.

В текущем сезоне ряд передач о преображении пополнился адаптацией американского реалити-шоу Say Yes To The Dress — «Скажи платью „Да!“». Формат почти полностью соответствует первоисточнику: в каждом выпуске несколько героинь приходят в свадебный салон, где стилисты подбирают им наряды, а «группа поддержки» в лице родителей, подруг или жениха (если пара не суеверна) высказывает свои соображения. Руководит процессом украинский модельер Бичолла Тетрадзе. Попутно с примерками зритель вникает в историю героинь, узнает о каких-то личных переживаниях и проблемах, которые им хотелось бы решить накануне знаменательного события.

Судя по нескольким выпускам, особой экстравагантностью образов программа не отличается. По сравнению с тем же «Модным приговором», где стилисты порой норовят одеть героиню еще более странно, чем это сделали бы ее горе-советчики «из народа», «Скажи платью „Да!“» ближе к общепринятым канонам. Что подтверждает и сам ведущий: «В модной индустрии довольно часто меняются тенденции, но свадьба — это в первую очередь про традиции. Поэтому при выборе свадебного платья невесты чаще всего предпочитают классику. Например, в одном из выпусков к нам пришла девушка, которая шьет костюмы для косплеев, но и она выбрала абсолютно классическое платье на свадьбу. Потому что в этот особенный день она видит себя только так — принцессой».

Хотя в оригинальном шоу все происходит примерно так же, в российской версии есть некоторые характерные отличия.

Во-первых, выпуски значительно длиннее и кажутся затянутыми. В «Модном приговоре» или «Свадебном размере» есть хоть какая-то история, которая волей-неволей захватывает аудиторию. «Скажи платью „Да!“» в этом плане очень проседает: зрителя пытаются поймать на крючок семейных тайн и незакрытых гештальтов, но делают это так вяло и неубедительно, что в итоге не запоминается ничего, кроме лучезарной улыбки ведущего.

Во-вторых, в роли невест то и дело выступают доморощенные инста-дивы, для которых свадьба — это имиджевый проект. Правила для него диктуют не традиции, а соцсети, главные гости на нем — не родственники, а подписчики. Напыщенная серьезность, с которой одна из героинь сетует, что жених для видео на фоне Москва-Сити не встал на колено, «как надо было», вовсе не вызывает умиления, которого, по всей видимости, ждут от зрителя авторы шоу. А то, как свадебный салон время от времени превращают в место для душевных излияний, навевает лишь скуку.

Возможно, это общая проблема российского и западного развлекательного телевидения: оно не признает серьезность там, где это действительно важно, и злоупотребляет ею там, где как раз надо быть проще.

Людмила Семенова