Posted 10 августа 2021,, 03:00

Published 10 августа 2021,, 03:00

Modified 30 марта, 08:29

Updated 30 марта, 08:29

Мазепин удивляет не в первый раз

10 августа 2021, 03:00
Куда бизнесмена приводит склонность к авантюрному типу ведения дел?

Есть вещь, которую владелец «Уралхима» и почетный член списка 100 богатейших россиян Дмитрий Мазепин умеет делать хорошо. Он умеет удивлять. Удивлять скандально и странно. Удивлять совсем не по-деловому, не как положено предпринимателю, а как положено авантюристу от бизнеса. Таких 1990-е годы рождали на всем постсоветском пространстве, не закладывая в их головы нужной трезвости и склонности к постепенному развитию дела через кропотливый труд дельца-протестанта, а не через удивительные ходы самого порой странного сорта. И ложный лоск — стремление прикрыть свою обыкновенность — тоже был присущ предпринимателям такой формации. Иначе зачем они приобретали научные степени, не имея никакого отношения к подлинной науке?

Потому недавнее решение Мазепина вдруг заняться архитектурой удивляет. Наверное, оно удивляет даже его самого, так как в последние годы он занимался архитектурой совершенно иного, авантюрного сорта. Архитектурным замыслом Мазепина удивлен даже его собственный аппарат — во всяком случае он ничего толком не смог объяснить журналистам «Интерфакса». Их запрос остался без ответа. Выстраивать схемы перехвата контроля над чужими фирмами — это ведь не то же самое, что строить объекты недвижимости, жилые или нет? Но нет ли здесь привычного поиска ресурсов для спасения своего базового бизнеса?

Как Мазепин удивлял ранее? Наверное, его попытка получить «Тольяттиазот» — не самый лучший пример: дело растянулось на десятилетия с периодическим всплыванием скучных или весьма несимпатичных деталей и инцидентов. Другое дело — попытка договориться с Михаилом Саакашвили в период, когда США продавали его губернаторство в Одессе. Мазепин пытался тогда договориться о приобретении Одесского порта. Неужели он в самом деле рассчитывал, что ему позволят увести важнейший пункт выхода в море Незалежной, да еще в обстановке сильнейшего американского контроля над политикой Украины?

Можно было только удивить неразумностью, авантюрностью плана. Правда, публика смогла удивиться еще и скандальной записью разговора Мазепина и Саакашвили. Одесский глава чиновников просто подставил дельца из России. Наверное, если бы Мазепин вместо кипучего «гена предпринимательства» имел научное чувство реальности, этой истории бы не было. Но он верил в широту своих способностей. Может быть, из-за этого, а не из-за желания показать свою особость, свои якобы имеющиеся удивительные способности в качестве причины обладания капиталом (как очень многие бизнесмены) Мазепин забрался в официальную науку? И получил в 2012 году кандидатскую степень — за работу под названием «Формирование методического подхода к управлению фондовым потенциалом предприятия в нефтедобывающей отрасли».

Тема исследования, если только это слово здесь применимо, звучит не как научная, а как откровенно схоластическая. Какое важное научное открытие было совершено автором этой работы или лицом, ее представлявшим? Можно ли его хотя бы предполагать? В России и в пределах бывшего СССР диссертаций с подобными наукообразными названиями защищена уйма, причем представляют их зачастую люди из бизнеса, которым для представительности нужна научная степень. Так будет лучше выглядеть визитная карточка. Так, как некоторым богатым россиянам кажется, к ним будет возникать больше доверия. Впрочем, это давно не так.

В 2019 году аналитики обсуждали затеянную Мазепиным попытку получения контроля над весьма успешным предприятием — «Тольяттиазотом» (ТОАЗ). По итогам 2018 года долги «Уралхима» и «Уралкалия» составили 691 млрд рублей, и потому эксперты уверяли: взятие под контроль «Тольяттиазота» было бы для Мазепина крайне полезным делом. Оно остановило бы нарастание проблем в двух главных компаниях Мазепина. Вот только борьба за актив насчитывала тогда уже около десяти лет. Удивительно долгая история, в которой Мазепина не раз обвиняли в разрушении отрасли минеральных удобрений. А вот восторгов по поводу возможного образования крупной монополии под началом Мазепина для эффективной борьбы на мировом рынке не припомнить. Строить такие фирмы — совсем не то же самое, что производить рейды в поисках добычи.

В 2021 году история эта отнюдь не закончилась и в прессе мелькали тревожные заголовки. Чем она завершится? Это зависит от позиции российского государства. Какой она в конечном итоге окажется? Не удивятся ли общество и сам Мазепин, которому порой приписывают безоговорочную защиту спецслужб — полную их протекцию в любом деле. Так ли это?

Но более всего Мазепин удивил публику в августе 2020 года, когда в разгар уличных протестов обратился к президенту Белоруссии Александру Лукашенко с предложением начать диалог с оппозиций. Предложение свое он сделал как председатель российско-белорусского делового совета. Все ли тут было умно? Зачем бы это Лукашенко стал вести торг с политическими агентами ЕС, США и Англии? Разве он не знал, чем все это для него должно было закончиться? А Мазепину, человеку как будто бы из «чистой коммерции», зачем понадобилось во все это влезать?

Об этом в 2021 году поведал в интервью прессе бывший оппозиционер и главный редактор канала Nexta Роман Протасевич. Он сообщил, что Nexta спонсировалась уральским олигархом, связанным с горной добычей. Название компании и имя собственника не прозвучали, но в СМИ появились предположения, что речь шла о Мазепине и его бизнесе. Когда 7 июня 2021 года Мазепин заявил, что не имеет отношения к финансирования телеграм-канала Nexta, то он снова всех удивил. Было бы куда органичнее признать это, сказав что-нибудь вроде: «Я люблю свободу, ненавижу тиранию и мне ничего не жаль ради светлого дела». Впрочем, вышло бы смешно, так как коммерческий интерес Мазепина в Белоруссии понятен. Он — в получении новых предприятий, особенно в сфере производства химических удобрений. «Белкалий» — самый желанный для Мазепина актив? Или это не так?

А почему грязный инструмент должен быть плох для бизнесмена школы 1990-х годов, если годится научная степень, полученная за схоластическую работу, если не стыдно встречаться с Саакашвили и вести с ним торг? Впрочем, возмутительные факты для одних — лишь тонкости дела для других. Понимает ли это Лукашенко? Понимает ли, с кем имеет дело и на что готовы те, кто облизывается на «Белкалий»? А если копнуть не удивительные истории из их жизни, а уголовные факты, то не обнаружится ли там слишком многое?

Может быть, из-за всего этого, из-за избытка внешне удивительных, а на деле скандальных или потенциально скандальных историй Мазепина потянуло в мир застройки? Иные уже даже шутят, что он решил переквалифицироваться в управдомы. Там, говорят, созидание не требуется вовсе, а вот люди без этого навыка могут сгодиться.

Не миф ли это? Породит ли Мазепин что-либо, кроме удивления наблюдателей своей деятельностью в сфере недвижимости? Посмотрим. Курьезных и опасных приключений у него было уже очень много. А слишком часто скандально удивлять публику — плохо для бизнеса. Даже, возможно, губительно для него.