Posted 30 августа 2021,, 13:32

Published 30 августа 2021,, 13:32

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

Выйдет ли Венгрия из ЕС?

30 августа 2021, 13:32
Алла Ярошинская
Брюссель остановил финансирование Будапешта из-за нарушения прав ЛГТБ, в стране заговорили о прекращении членства в Евросоюзе.

В благородном семействе Европейского Союза новый скандал: венгерская проправительственная газета Magyar Nemzet («Венгерская нация») на днях бросила в общество пробный камень, опубликовав статью под провокационным заголовком «Пришло время поговорить о Huxit — выходе Венгрии из Евросоюза». (Hungarian Exit — по аналогии c британским Brexit.)

В ней, в частности, говорится: «Сейчас мы должны, наконец, серьезно подумать о нашем возможном выходе из союза государств, который истекает кровью, имея тысячи ран, но при этом демонстрирует имперские симптомы и ведет себя пренебрежительно и высокомерно со своими странами-членами в Восточной и Центральной Европе». Указана и причина, из-за которой Будапешт должен покинуть ЕС: «Наши пути разошлись. В то время как Запад осознанно ломает христианскую мораль и систему ценностей и вместо этого строит космополитичное безликое мировое сообщество, которое базируется на самоуничтожении индивидуума, мы — венгры, поляки и другие европейцы, живущие в центральной части континента, — хотим сохранить наш тысячелетний культурный и религиозный фундамент».

Автор скандальной статьи — известный венгерский политолог Тамаш Фрич, однако европейские обозреватели не без основания полагают, что ее, вероятно, заказал и одобрил сам премьер-министр Виктор Орбан. Фрич является яростным его сторонником и участником множества антиевропейских маршей и митингов в поддержку властей и их политики. В частности, он заправляет в правопопулистском «Форуме гражданских объединений».

Этой статьей, как полагают европейские СМИ, власть Венгрии сняла негласное табу на публичное обсуждение о возможности выхода Будапешта из ЕС. Однако, похоже, это желание может оказаться обоюдным — некоторые лидеры стран Евросоюза уже указали Венгрии на дверь. В частности, с предложением об исключении Венгрии из ЕС выступил глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн. Правда, посетовал, что пока механизма такого в ЕС нет. Хотя, как говорится, было бы желание.

Чем же провинился Будапешт перед Евросоюзом? Список претензий возглавляет закон «О защите детей от идей ЛГБТ», принятый венгерским парламентом по инициативе правящей партии «Фидес — Венгерский гражданский союз» (партия Виктора Орбана) в июне этого года. Законом запрещается распространять среди лиц младше 18 лет книги, фильмы, просветительскую литературу, материалы и рекламу, пропагандирующие гомосексуальность и касающиеся вопросов, связанных с гендерной идентичностью. Казалось бы, это только внутреннее дело страны.

Однако немедленно, уже накануне июльского саммита ЕС, 17 стран подписали осуждающее венгерский закон заявление, призывая Будапешт «гарантировать соблюдение европейского права». А глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен публично пообещала наказать ослушников «доступными средствами». И слово свое сдержала: прямо на следующий день Европарламент 459 голосами против 147 принял резолюцию, в которой назвал закон «умышленным и заранее запланированным примером постепенного демонтажа системы прав человека в Венгрии». А затем потребовал также от Европейской комиссии принять экономические меры против нарушителей верховенства европейских законов в странах-членах ЕС. За сокращение выплаты средств Евросоюза конкретным государствам, идущим не в ногу, проголосовали 529 законодателей, против — 150, еще 14 воздержались.

Но только грозной риторикой и словами кары для венгров не закончились. Для них (и поляков — они тоже проявляют строптивость) был приостановлен европейский план поддержки экономики от 2020 года, на который ЕС для стран сообщества выделил 750 миллиардов евро. Причина — «в связи с беспрецедентными ограничениями для деятельности ЛГБТ-сообществ». Решение вопроса о подключении Венгрии к плану экономического восстановления отложено до 30 сентября сего года. Это значит, что она пока может не получить обещанные для нее 7,2 миллиарда евро.

Хотя, по заявлениям европейских СМИ, начать процедуру отлучения венгров от денег Евросоюза удастся, видимо, не ранее конца 2022 года. Сначала по требованию Будапешта (и Польши) следует провести проверку законности принятого решения в отказе странам в финансировании — в Европейском суде в Люксембурге. Оба государства, видимо, предвосхищая подобное развитие событий, подали соответствующие иски еще в этом марте. И теперь даже на ускоренное рассмотрение их исков в суде потребуется не менее года.

Открытые дебаты в обществе о членстве страны в ЕС высветили позиции многих политиков на венгерской шахматной доске. Ясно, что оппозиция выступает против подобной — даже теоретически — постановки вопроса, обвиняя Виктора Орбана в шантаже Европейского Союза угрозой его покинуть. Да и министр иностранных дел Петер Сийярто не так давно на пресс-конференции после встречи с Сергеем Лавровым заверил публику, что «участие Венгрии в ЕС не подлежит сомнению».

Однако спикер парламента Венгрии Ласло Кёвер, второе лицо в государстве, в одном из интервью местным СМИ заявил, что если бы сейчас состоялся референдум о членстве страны в Евросоюзе, то лично он проголосовал бы против. Несмотря на то, что в 2003 году на таком референдуме отдал свой голос «за». А министр юстиции Юдит Варга после антивенгерских решений Европарламента сообщила в Социальных сетях, что ЕС «в духовном смысле — морг».

Но есть и более прагматичные (если не сказать циничные) мнения. Например, министр финансов страны Михай Варга в интервью местной печати сообщил, что сейчас на референдуме о членстве Венгрии в Евросоюзе он снова проголосовал бы «за». Потому что страна получает от него финансовую помощь. А вот в конце нынешнего десятилетия, когда Будапешт будет платить в бюджет ЕС больше, чем получать из него, этот вопрос (о членстве в нем) может быть рассмотрен под другим углом зрения.

Между тем, Виктор Орбан в наступлении на Европейский Союз открыл второй, народный, фронт. Премьер-министр официально объявил, что проведет общенациональный референдум по вопросам о защите детей и традиционных семейных ценностей. Ясно, что если бы он не был уверен в результате, то не решился бы на такой шаг. Интересно, подаст ли Брюссельский «обком» в Европейский суд по правам человека против венгерского народа, если большинство одобрит линию «партии»? Пока Орбан хранит молчание по поводу приглашения проправительственной газеты к общественной дискуссии о возможном выходе Венгрии из ЕС. Однако, как известно, комментируя ранее уход Британии из Евросоюза, он заявил, что «возможна жизнь и вне ЕС».

Алла Ярошинская