Posted 27 сентября 2021,, 21:06

Published 27 сентября 2021,, 21:06

Modified 30 марта, 08:27

Updated 30 марта, 08:27

У Москвы все больше резонов «сдать» Ереван Анкаре

27 сентября 2021, 21:06
Александр Желенин
Характер развития внешней политики России говорит о том, что она вполне может пойти на сближение с Турцией с целью вбить клин между странами НАТО.

Прошел ровно год с начала Второй Карабахской войны между Арменией и Азербайджаном. 27 сентября в Армении была объявлена минута молчания в память нескольких тысяч граждан республики, погибших в этом конфликте. Как известно, победу в нем, при активной поддержке Анкары, одержал Баку. Ереван по итогам полутора месяцев боев в сентябре–ноябре 2020 года потерял большую часть Нагорного Карабаха и все собственно азербайджанские районы, которые армяне захватили в ходе Первой Карабахской войны 30 лет назад.

Между тем, в июне 2021 года на парламентских выборах в Армении вновь победила партия «Гражданский договор» премьера Никола Пашиняна, которого часть политических сил в стране обвиняет в том поражении, называя «капитулянтом».

После тех выборов я писал, что их результаты свидетельствует о том, что армянский народ, несмотря на боль поражения, проголосовал за партию мира и теперь может заняться развитием своей родины. Однако за неимением места и времени не было возможности сказать, что далеко не все здесь зависит от армянского народа и его руководителей.

Целый ряд признаков говорят, что этот конфликт еще не завершен — Азербайджан совместно с Турцией с высокой долей вероятности постараются «дожать» Ереван.

Турецкое информагентство Anadolu некоторое время назад опубликовало статью, в которой, в частности, говорится следующее: «Можно было ожидать, что такая страна, как Турция, способная определять баланс сил в регионе, выдвинет условия Армении официально декларировать следующее: отказ от выражения „Западная Армения“ в отношении Восточно-Анатолийского региона Турции, которое используется в 11-й статье Декларации о независимости (Армении) от 23 августа 1990 года; отказ от изображения горы „Агрыдаг“ (Арарат) на гербе Армении, соответствующий пункт содержится во 2-м параграфе 13-й статьи Конституции Армении; … обещание Еревана не выдвигать территориальные претензии к соседним странам».

Дается в этой статье Еревану и совет в том, «чтобы Армения проявила искреннюю волю и не поддавалась на игры иностранных сил, имеющие свои амбиции в регионе».

На сегодняшний день, если судить по заявлениям официальных лиц обоих государств, их позиции по-прежнему прямо противоположны. За словами о готовности к диалогу тут же следует выдвижение условий, неприемлемых для противоположной стороны.

Буквально на днях, в ходе заседания 76 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «больше нет административно-территориальной единицы под названием Нагорный Карабах». В свою очередь армянский премьер Никол Пашинян, выступая на заседании той же сессии Генассамблеи ООН, после слов о готовности его страны к диалогу заявил: «Право народа Арцаха (непризнанная Нагорно-Карабахская республика) на самоопределение не может быть приостановлено посредством силы, конфликт не может считаться разрешенным с помощью силы».

Азербайджанцы не устают напоминать, что весь Карабах «является суверенной территорией» их страны, а миротворческие силы лишь временно размещены «в определенной части Карабахского региона Азербайджана». Армяне в ответ упирают на то, что 3 тыс. из 4,4 тыс. квадратных километров территории Нагорно-Карабахской автономной области на 1988 год сейчас контролируются российскими миротворцами, действия мандата которых может быть продлено на неопределенный срок.

Особо примечательно здесь, что по теме закавказского урегулирования мы вообще не слышим никаких политических заявлений от официальных представителей Кремля — даже после демаршей Баку и Анкары, а также категоричных заявлений Еревана. Вместо реакции на эти угрожающе резкие движения Россия ограничивается отправкой в Ереван главы «Газпрома» Алексея Миллера, который подчеркнуто безмятежно обсуждает лишь двусторонние экономические проблемы.

Армения, как формальный союзник Москвы, на данный момент лишь пешка в большой геополитической игре гораздо более мощных региональных игроков — России и Турции. Складывается впечатление, что Кремль в принципе готов пожертвовать этой слабой фигурой во имя гораздо более важных для него задач. Причем не только в регионе, но и мире.

Могу предположить, что у многих из тех, кто внимательно следит за развитием событий, такое ощущение возникло не сегодня, а еще год назад, когда Москва не вступилась за своего официального союзника по ОДКБ. Отсылки к букве Договора о коллективной безопасности, согласно которому входящие в организацию государства приходят на помощь другому ее члену только если имело место нападение на их международно признанную территорию, звучат не очень убедительно.

Мне могут возразить, что Москва ведь ввела своих миротворцев в Нагорный Карабах. Да, но это было сделано после полного разгрома ее официального союзника и, вероятно, больше для спасения собственного лица. Держава, которая грозит всем и каждому, в такой ситуации должна была предпринять хоть что-то. Например, на время превратиться из ястреба мировой политики в голубя и ввести в зону конфликта хотя бы скромный по численности и вооружениям миротворческий контингент…

После поражения Армении (а на самом деле, еще раньше) в Закавказье сложился мощный региональный союз Турция-Азербайджан. Семисоттысячная турецкая армия, вооруженная не хуже, а в ряде компонентов чуть ли не лучше, чем российская, плюс вышколенная турецкими офицерами и также отлично вооруженная стотысячная азербайджанская армия одержавшая более чем убедительную победу в Карабахе — это сила вполне способная бросить России вызов. Да, у РФ есть такой козырь, как ядерное оружие, но в случае его применения против Турции в таком конфликте автоматически будет задействован Североатлантический альянс.

Конечно, до такого развития событий, во всяком случае, в обозримом будущем, дело дойдет вряд ли, поскольку характер внешней экспансии Кремля в последние 13 лет говорит о том, что Москва развивает ее только в отношении заведомо слабых стран. Или же тех, чья государственность, как считают в Кремле, в данный момент рушится. Альянс Турции и Азербайджана, к которому, как мы видим, понемногу присоединяются и другие государства (например, Пакистан и Катар), никак не попадает под определение «слабого».

Не стоит также забывать, что главное противостояние у России сегодня с Западом. И в нем Кремль использует любую трещину в отношениях между западными союзниками, с удовольствием ее расширяя. Даже если такая трещина возникает и без российского участия, как это недавно имело место в связи с отказом Австралии покупать французские подводные лодки и формированием антикитайского альянса AUKUS. Налаживание отношений Москвы с Анкарой и Баку с целю вбить клин между странами НАТО вполне вписывается в эту политику.

Некоторые армянские политики и эксперты в этих условиях готовы уже почти на все. Например, даже пожертвовать суверенитетом своей страны, предлагая ее вхождение в Союзное государство России и Белоруссии. Однако нужна ли эта жертва Кремлю с учетом вышесказанного — большой вопрос.

Так что вырисовывается довольно печальная картина. Армении, не имеющей ресурсов и надежных союзников, зажатой между Россией, Турцией и Ираном, в сегодняшних условиях уготована роль протектората. Вероятнее всего, альянса Анкары и Баку.

Впрочем, возможны варианты. Как мы видим по последним событиям, Кремль не оставляет намерений в очередной раз испытать Анкару на прочность. На днях режим сирийского правителя Башара Асада — главного военного союзника России на Ближнем Востоке — предъявил ультиматум Турции, потребовав немедленно вывести ее войска из Идлиба и других северных провинций страны.

Да, собственно, новая война там уже вовсю идет. Государственные РИА «Новости» прямо пишут «это будет бойня», сообщая подробности происходящего. В частности, по данным агентства, «к границам проблемной мухафазы (Идлиб) уже больше месяца перебрасывают крупные подразделения, войска Асада регулярно наносят удары по объектам террористов (союзников Турции). Серьезно активизировалась в последние недели и российская авиация, практически ежедневно атакующая цели в Идлибе».

Все это очень напоминает то, что происходило в Идлибе в феврале 2020 года. Турция тогда в ответ на действия сирийцев и россиян стянула в этот район дополнительно несколько тысяч солдат и сотни единиц боевой техники.

Очевидно, что на фоне всех этих событий судьба Армении уходит на второй план. Однако если российско-сирийская коалиция сумеет взять реванш за прошлогоднее поражение в Идлибе, у Еревана может появиться шанс не потерять весь Карабах и отложить на неопределенное время идею Зангезурского транспортного коридора (через Сюникский район Армении), с которой носятся Баку и Анкара. Платой за это будет еще большее привязывание Еревана к Москве.

Иными словами, независимое и свободное развитие Армении и в одном, и в другом случае, отодвигается словно линия горизонта при движении к ней навстречу.

Александр Желенин