eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Блогосфера

Можно ли купить счастье материнства?

В российской массовой культуре есть темы, которые подаются однобоко и часто демонизируются. Просто потому, что так продукт проще продать.

11:03, 02.10.2021 // Росбалт, Блогосфера

Вводная картинка
© Стоп-кадр из сериала «Контейнер»

Пока на федеральных каналах транслируются осовремененные сказки о чудовищах и героях, видеосервисы делают ставку на проекты с острыми темами, серой моралью и неоднозначными персонажами. Яркий пример — провокационная социальная драма «Контейнер», снятая режиссером Максимом Свешниковым.

Начало сериала обставлено в духе сухой документалистики: показываются разные точки зрения на суррогатное материнство, вокруг которого и закручен сюжет. В России, в отличие от многих стран Запада, эта процедура полностью узаконена, но в то же время овеяна множеством мифов, а в массовой культуре она чаще всего откровенно демонизируется. И авторы «Контейнера» следуют этому тренду.

Понять опасения, связанные с суррогатным материнством, несложно: все-таки большинство людей воспринимают рождение ребенка как нечто очень личное, почти сакральное. И когда в этот интимный процесс вмешиваются деньги и посторонние лица, кажется, что привычный мир сходит с ума.

«Дом-2» на камерной сцене Ставка на демонстрацию агрессии, обнаженных тел и интимных сцен отнюдь не настолько беспроигрышна, как думают многие пиарщики.

Главная героиня «Контейнера» Саша (Оксана Акиньшина) зарабатывает на жизнь вынашиванием детей для состоятельных пар. Поначалу складывается впечатление, что роль «инкубатора» ее совсем не смущает, но затем происходит непредвиденное — новые заказчики Вадим (Филипп Янковский) и Марина (Маруся Фомина) решают поселить суррогатную мать в своем роскошно обставленном доме, чтобы знать о каждом ее шаге. При этом у каждого из них есть секреты, и с первых минут ясно, что равнодушная с виду Саша изменит их жизнь совсем не так, как рассчитывала пара.

У главной героини тоже немало проблем — и с собственной дочерью, которую она родила в 14 лет, и с авторитарной матерью (Юлия Ауг), и с вернувшимся из тюрьмы бывшим любовником (Артем Быстров). Таким образом в сериале присутствует многообещающая завязка для криминальной истории, но на первом плане все-таки остаются психологические аспекты человеческих отношений — как внутрисемейных, так и общественных.

Заказчица Саши хочет получить статус матери, но не желает жертвовать ради этого фигурой и досугом. А ее муж не сумел достичь взаимопонимания с дочерью от первого брака. Такой паре даже собаку не следовало бы заводить, потому что каждый полностью сосредоточен на себе. Однако оба считают, что готовы к родительству просто потому, что у них много денег.

Интересно прописан и образ самой Саши — в первых сериях подчеркнуто отстраненный, даже замороженный. Но потом выясняется, что это не отсутствие души или ума, а защитная реакция.

Конечно, не у каждой суррогатной матери за плечами такая история — кого-то в этот бизнес приводит исключительно нищета, компенсирующаяся хорошим здоровьем и фертильностью. С заказчиками подобных услуг тоже бывает по-разному: кому-то никакие деньги не могут дать возможности самостоятельно выносить, родить и выкормить ребенка от любимого мужчины. И для них суррогатное материнство — вынужденная мера, которую скрывают от родных и друзей, а потом стараются стереть из собственной памяти. Таких людей ни в коем случае не следует осуждать за участие в «торговле детьми» и вешать прочие ярлыки, на которые так щедры поклонники «традиционных ценностей».

Благородный герой и жертва Синей Бороды В сериале про домашнее насилие несчастную женщину спасает положительный герой. Но в жизни такое случается редко.

Почему же на российских экранах тема сурматеринства почти всегда неразрывно связана с капризами состоятельных дамочек, а не с бесплодием? Скорее всего потому, что мрачноватая и динамичная сказка про богачей и бедняков актуальна и хорошо продается во все времена. А история про биологические проблемы может быть интересна довольно узкой аудитории.

И конечно, акценты в «Контейнере» расставлены именно в угоду массовому зрителю, у которого легко вызвать неприязнь к состоятельной скучающей паре и сочувствие к рано повзрослевшей и вынужденной бороться за выживание девушке.

Но возможно, оставшиеся серии раскроют сюжет и персонажей несколько иначе и приведут к неожиданному финалу.

Людмила Семенова

Нет сил читать? Смотри наши видео на Youtube

Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: +1°
Санкт-Петербург: -2°