Posted 7 октября 2021,, 17:51

Published 7 октября 2021,, 17:51

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Чем россияне заплатят за «хозяйственные успехи» властей

7 октября 2021, 17:51
Сергей Шелин
Наша экономическая жизнь разделяется надвое. У руководящих лиц все больше рапортов о подъеме, у подданных — все меньше денег.

Начну с того, что называют ума холодными наблюдениями. «Вышли совершенно ошеломительные данные по инфляции в России… Годовой показатель инфляции взлетел к 7,5%. Такого не ждал абсолютно никто! Появились все основания задуматься о диапазоне (ключевой ставки — С. Ш.) 8-8,5%». Это вовсе не антивластная публицистика. Наоборот, мнение людей серьезных и скучноватых с Telegram-канала MMI, который анализирует мировые и российские финансы, ничего нелояльного себе не позволяет и адресуется профессионалам.

Госфинансисты действительно ошеломлены инфляционными новостями, не очень понимают, что происходит, а потому готовятся нажать на все доступные им кнопки и в первую очередь — существенно повысить ставку ЦБ.

Такого не было давно. Уже в сентябре индекс потребительских цен на товары и услуги оказался на 7,4% выше, чем год назад. На продовольственные товары он вырос на 9,2%, на непродовольственные — на 8,1%. По сравнению с ценами годовой давности (сентябрь к сентябрю), сахарный песок стал дороже на 29%, подсолнечное масло — на 24%, мясо и птица на 15%, овощи и фрукты — на 15%.

Цены и не думают тормозить. В начале октября темп удорожания услуг и товаров (0,037% в день) в два с половиной раза превысил октябрьский прошлогодний (0,014%).

Официальный инфляционный прогноз на 2021 год (5,7%-6,2%) оказался неверным и будет пересмотрен. Но главное не это. Инфляция не просто велика. Она ускоряется от недели к неделе, вопреки надеждам и усилиям финансистов из ЦБ и Минфина. И никто сегодня не скажет, как высоко она поднимется.

Госпропаганда объясняет это трояко. Для тех, кто попроще, — «импортом инфляции», т. е. происками Байдена и Запада в целом. Ведь там сейчас цены и в самом деле растут непривычно быстро — и перетекают к нам через ввозимые оттуда товары. Для более изощренно мыслящих граждан есть объяснение потоньше: в прошлом году, в разгар ковидных запретов, спрос у нас упал, и теперь россияне наверстывают упущенное — скупают все подряд. А народное хозяйство просто не поспевает снабжать товарами всех жаждущих. Ну и всем, конечно, напоминают о предвыборной щедрости главы державы. Шестьдесят с лишним миллионов «детских» и «пенсионерских» премий просто не могли не ударить по ценам.

Начнем с «импорта инфляции». Наверное, он есть. Но если бы был главной причиной, то сильнее всего дорожали бы товары, в больших объемах ввозимые с Запада.

Например, обувь. Но обувь (статистика не отделяет ввозную от своей) стоит в магазинах всего на 2% дороже, чем год назад. «Электротовары и другие бытовые приборы» (среди которых доля импортных явно велика) — на 5%. А в отчетности об услугах есть строка «расходы на зарубежный туризм». Так вот, даже и по ней цены выросли лишь на 5,7%, т. е. явно ниже общей нашей инфляции.

Зато мощный взлет цен на мясо или фрукты с Западом уж никак не связан. Ведь у нас уже восемь лет действует самоэмбарго на ввоз оттуда этих продуктов. Не будем преуменьшать высоту стен, которыми начальство оградило российскую экономику от всего западного, включая и тамошнюю инфляцию.

Теперь — о семистах миллиардах рублей, выданных пенсионерам, школьникам и охранителям в августе–сентябре. Их воздействие на индекс потребительских цен измеряется лишь в десятых долях процента. По грубой прикидке, в нынешнем году власти могли раздать без крупных инфляционных последствий около триллиона. То, что такой возможностью воспользовались в очень специальных целях, не делает эту акцию какой-то ужасно проинфляционной.

Что же касается постковидного взрыва спроса на товары, то ведь с отмены почти всех эпидемических запретов прошло уже больше года. Почему же отечественные производители за такое время не развернули свои производства, чтобы с выгодой для себя этот спрос удовлетворить?

Кстати, частично это произошло. В минувшем августе (более поздних данных нет) так называемый индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам деятельности, т. е. прикидочный размер ВВП, был на 1% выше, чем двумя годами раньше, в доковидном августе 2019-го. Правда, доля рядовых людей в этом общенародном богатстве почему-то сократилась. Свежих официальных цифр нет, однако даже власти признают, что реальные располагаемые доходы населения сейчас отчетливо меньше, чем два года назад.

При этом объемы приобретения гражданами товаров сейчас не ниже, чем были до эпидемии. Потому что люди тратят больше, чем получают, расходуя свои накопления и беря кредиты.

И чем отвечают «отечественные производители» на этот спрос со стороны народа? Ростом производства? Лишь некоторые. Зато все поголовно — повышением цен на свою продукцию.

Если отсчитывать от начала 2021-го, то общий индекс потребительских цен вырос к концу августа на 4,7%. Эти цифры, как и дальнейшие, не надо путать с теми, которые уже приводились. Они не о годовой инфляции, а только о той ее части, которая накопилась за первые восемь месяцев нынешнего года и опубликована Росстатом.

Посмотрим на рост цен российских производителей за тот же отрезок времени. У производителей одежды цены за эти восемь месяцев выросли на 8,6%. У пищевиков — на 9,6%. У производителей автотранспортных средств — на 9,2%. У изготовителей электрооборудования — на 11,5%. У мебельщиков — на 14%. Расценки в магазинах при этом поднялись не так сильно: под злобные крики бюрократов об алчности торговых сетей и «импорте инфляции» именно сети вместе с импортерами смягчили удар отечественных производителей по российским потребителям.

Справедливость требует добавить, что не все чиновники несут пургу. «Производителям намного легче переносить возросшие издержки в цены. Более того, судя по финансовым показателям компаний из многих отраслей, а в этом году они на рекордных уровнях, производители не просто перенесли издержки в цены, а во многих случаях сделали это с запасом». Глава департамента денежно-кредитной политики Центробанка Кирилл Тремасов видит, что бизнес просто отбирает деньги у потребителей, однако не объясняет — почему.

Объяснить легко, но неудобно. Дело не в природной злокозненности бизнесменов, а в новой хозяйственной политике, продиктованной вождем и подхваченной ведомственной бюрократией. Государственная машина вспомнила старину и диктует бизнесу цены, борется с экспортом, с импортом, с конкуренцией, душит фирмы, которые не приглянулись, осыпает дарами тех, кто нашел к ней ход. Чем на этот чиновный хаос и непредсказуемые угрозы может ответить среднестатистическое предприятие? Ну конечно, не ростом производства. Завтра ведь вообще могут прихлопнуть. В таких случаях бизнес всегда пытается как можно быстрее выручить максимум денег при минимуме усилий и резко повышает цены на свою продукцию.

Что и произошло. Крайними и главными проигравшими оказались рядовые люди. Сейчас по ним бьет рост дороговизны, а при творческом развитии начальственных начинаний недалеко и до дефицита товаров.

Казенная машина тем временем набирает ход. Перед ней открываются свои горизонты, которыми любуется только она. Вот новость четверга: «Правительство завершило работу над стратегическими инициативами… Распоряжение, утверждающее их полный перечень, подписал Михаил Мишустин. Для подготовки новых инициатив было сформировано пять рабочих групп… Проанализировали более 250 идей и отобрали для финального перечня 42 наиболее востребованные инициативы… Инициативы, включённые в перечень, распределены по шести направлениям… На реализацию инициатив до 2024 года потребуется 4,6 трлн рублей… Инициативы станут мощным стимулом для социально-экономического развития страны…»

Вспомним последние советские десятилетия. Инвестиции все росли и росли. «Идей» и «инициатив» всегда было в избытке. Двигали научно-техническую революцию. Ускоряли социально-экономическое развитие страны. Увлажняли сухие земли, осушали влажные. Укрупняли и обратно разукрупняли предприятия, совхозы и колхозы. Кстати, как сейчас, строили БАМ.

«Инициативы» время от времени менялись на противоположные, но казенная хозяйственная жизнь всегда складывалась удачно, а жизнь обычных людей раз от разу становилась хуже. Как в сказке про вершки и корешки.

Что-то похожее видим и сейчас. Каждая очередная экономическая затея, в которую втянется начальство, обещает ему только радость, потому что плата за ее последствия заранее возложена на рядового человека. Ошибочно или нет, но они там верят, что делить вершки и корешки всегда будет одна и та же рука.

Сергей Шелин