Posted 22 декабря 2021,, 11:24

Published 22 декабря 2021,, 11:24

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Черногория в ожидании политического взрыва

22 декабря 2021, 11:24
Алла Ярошинская
Потерявшие власть социалисты пытаются взять реванш у демократов, правительство которых не спешит выполнять обещания.

У известного балканского режиссера Живко Николича, что родом из черногорской деревушки, есть замечательный сериал «Джекна еще не умерла, а когда умрет, не знаем». Именно с этим названием фильма, снятого незадолго до распада Югославии, у многих ассоциируются последние события политической черногорской жизни. Речь идет о борьбе единства и противоположностей в пришедшей к власти год назад оппозиции — после десятилетнего правления Мило Джукановича. События последних месяцев свидетельствуют о нарастании в недрах демократов глубокой турбулентности, которую они могут не пережить. Ситуация усугубляется также и недовольством избирателей, возлагавших на новую власть надежды: об этом говорят черногорские таксисты и массажисты — индикаторы народных настроений в любой стране.

Корабль оппозиции, взявшей власть на прошлых выборах депутатов с хлипким перевесом всего в одно место в Скупщине (парламенте), зашатало уже нынешней осенью. Коалиция «Демократический фронт» неожиданно выступила с предложением по формированию нового черногорского правительства, но уже без избранного премьер-министром Здравко Кривокапича. Ларчик открывается просто: после победы на выборах в Скупщину ни один из кандидатов «Демократического фронта» не вошел в состав кабинета министров. Хотя это политическое объединение получило больше всего голосов избирателей в рамках коалиции «За будущее Черногории», которую возглавил Кривокапич. Обида, видимо, задушила соратников.

Однако и само правительство дало повод к недовольству граждан, не поспешая одаривать население обещанными предвыборными пряниками. Известно, что одним из козырей демократов во время гонки было обещание разобраться с джукановичским Законом о свободе вероисповедания, против которого в конце 2019 года верующие вышли на массовые протесты. Народ был возмущен положениями закона, по которым часть имущества (церкви, монастыри, земля) Сербской православной церкви (СПЦ) на территории Черногории может быть передана в государственную собственность. Люди опасаются, что власти потом передадут это имущество неканонической Черногорской православной церкви.

Многие из прихожан ожидали от нового демократического премьера подписания базового соглашения с Сербской православной церковью во время его официального визита в Белград в начале ноября сего года — договора, гарантирующего правовое положение СПЦ в Черногории.

Однако этого не случилось, хотя сам Кривокапич в интервью агентству «Бета» заявил: «Соглашение выработано в соответствии со всеми требованиями, его текст сформулирован с учетом всех ранее подписанных соглашений со Святым престолом, исламской и еврейской общинами. Он соответствует Конституции и всем законодательным нормам, а прежде всего Закону о свободе вероисповедания. Соглашение составлено таким образом, чтобы не ущемлять права любого другого религиозного сообщества». Но подписание важного для десятков тысяч человек документа так и не состоялось — премьер заявил, что мероприятие следует перенести в Черногорию.

И это был не первый раз, когда ожидания православных верующих не оправдались. Ранее Кривокапич уже приезжал в Белград для подписания текста этого Соглашения с патриархом Сербским Порфирием, но тогда нашлась другая причина для отказа: премьер передумал и отправил документ «на доработку».

Еще один «неуд» демократам поставило общество из-за Закона о происхождении собственности, который предусматривает конфискацию имущества, приобретенного в результате незаконной деятельности. О нем объявил в октябре сего года вице-премьер Дритан Абазович: «Это системный закон, известный в мире как „закон о борьбе с мафией“, который внесет значительный вклад в борьбу с организованной преступностью и коррупцией в Черногории». И это, объяснил он, «первый закон такого рода, очень амбициозный и который положит конец незаконному обогащению должностных лиц или преступников».

Советник заместителя премьер-министра по правовым вопросам Иво Шоч пояснил журналистам и обществу: «Это модель, гарантирующая создание системы, которая будет эффективно определять имущество, приобретенное незаконно, и конфисковывать его в судебном порядке, если не будет установлено, что оно было приобретено законным путем».

Для маленькой Черногории, погрязшей в сватовстве и кумовстве, экономика которой находится под мощным коррупционным прессом, такой закон (работающий, а не для популизма) мог бы стать общественным катарсисом. Кроме того, именно борьбы с коррупцией от Подгорицы все время требует Евросоюз, куда она так стремится.

Как отмечает онлайн-издание Balkanist, с 31 августа 2020 года (когда в Черногории огласили итоги парламентских выборов) и до своего официального вступления в должность в начале декабря того же года Кривокапич без конца повторял, что первостепенной задачей его кабинета министров станет принятие Закона о происхождении собственности и ряда других антикоррупционных документов. Однако, как только он занял премьерское кресло, сразу же «забыл» об этом. Взбудоражив простой народ хорошей новостью, правительство быстро перестало педалировать злободневную тему — очевидно, рассказы в картинках об этом законе инициировали выпуск пара, чтобы у общества не сорвало «крышку».

А взамен власть подбросила неувядаемое «Мило — лопове» («Мило — вор»). Речь о президенте Джукановиче, правящем Черногорией со «времен Очаковских и покоренья Крыма». Социалистическая народная партия выступила с инициативой голосования в Скупщине о доверии Джукановичу. Правда, и из этого тоже вышел полный пшик.

Как заявил председатель Ассоциации юристов Черногории Бронислав Радулович, правовых предпосылок для начала процедуры импичмента президента не существует, а инициатива эта имеет политический и правовой аспекты. «Когда речь идет о политическом аспекте, абсолютно естественно, что один политический субъект использует выгодный момент, чтобы нанести вред другой стороне», — сказал он.

И вообще, не все так просто. Свое мнение по поводу этой инициативы должен высказать парламент Черногории, потом — передать предложение в Конституционный суд. Также в течение трех дней решение Скупщины должно быть передано Джукановичу, который имеет законное право на двухнедельный срок для ответа. В общем, поговорили и забыли.

Но, видимо, не все. Ответка прилетела — 40 оппозиционных депутатов, поддерживающих бывшую правящую коалицию президента Мило Джукановича, выступили с инициативой о вынесении правительству демократов вотума недоверия. В Скупщине заседает 81 депутат, то есть пропрезидентским силам не хватало одного голоса. Мало кто сомневался, что он найдется (за хорошую цену, разумеется). Однако что-то пошло не так, и голосование по снесению демократов из власти, назначенное на 13 декабря сего года, было отложено самими инициаторами. Почему? Вопрос остается открытым. Хотя, возможно, в последний момент кто-то из сторонников Джукановича тоже мог передумать, получив предложение, от которого не смог отказаться. Так что мяч оказался в офсайде.

В эти дни депутаты Скупщины обсуждают бюджет страны на следующий год. Местная печать пишет об огромных цифрах вливания в социалку, которые разные партии рисуют избирателям в надежде понравиться — публично и в кулуарах уже ведутся разговоры и о новых (внеочередных) парламентских выборах. Здесь и повышение МРОТ, пенсий, социальных выплат всем группам населения — от инвалидов до многодетных семей. Правда, откуда вся эта манна прольется, похоже, депутатов заботит мало. Зато добавляет головной боли правительству, которое и без этого пребывает в состоянии Джекны, которая еще не умерла, но все идет к этому.

Алла Ярошинская