Posted 26 февраля 2022,, 08:08

Published 26 февраля 2022,, 08:08

Modified 30 марта, 08:21

Updated 30 марта, 08:21

«Идентификация»: город, пожирающий судьбы

26 февраля 2022, 08:08
Людмила Семенова
В России снимают все больше психологических детективов, и некоторые из них вполне достойны внимания.

Иногда создатели российских сериалов отвлекаются от трогательного образа Золушки и пробуют исследовать темные стороны человеческой натуры. Если к этому прилагается интересный сюжет и острая проблематика, получаются действительно удачные проекты.

Один из них — «Идентификация». Пилотная серия была показана на французском фестивале еще в 2019 году, но основное производство заморозилось из-за пандемии. И лишь сейчас сериал добрался до российских экранов и сервисов.

«Идентификацию» можно охарактеризовать как яркий и многогранный детектив, в котором есть место и криминальным загадкам, и социальному расслоению, и изнанке патриархальной семьи. А на первый план выходят внутренние демоны, присущие всем людям независимо от национальности и статуса.

Для режиссера Владлены Санду это первая столь крупная самостоятельная работа. В съемочной группе преобладали женщины. Также к проекту приложили руку продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов, прежде участвовавшие в создании сериала «Обычная женщина». Как и там, в «Идентификации» показана неоднозначная героиня, которая постепенно раскрывает свои тайны, и все они далеки от романтических.

Исполнительница главной роли Лена Тронина ранее снималась в сериале Happy End, затрагивающем провокационную тему карьеры в Webcam. «Идентификация» же знакомит нас с девушкой Лерой, живущей в общине киргизских нелегальных мигрантов и трудящейся на одном из вещевых рынков Москвы. У Леры есть возлюбленный Аман (Анвар Осмоналиев), она готова принять ислам и выйти за него замуж. Но ею также интересуется старший брат жениха Закир, на которого Лера работает, — и он из породы людей, не принимающих отказов.

Из этого могла бы получиться история любви, в которую вмешиваются национальные и религиозные предрассудки, трудности жизни нелегала и искушения большого города. Однако «Идентификация» идет по другому пути: это не мелодрама о чувствах «вопреки всему», а психологический триллер, где довольно быстро перестаешь различать правых и виноватых.

Свадьба Амана и Леры, небогатая по мусульманским меркам и все же очень красивая, прерывается страшным преступлением — Закир убит, и подозрение падает на Леру. В ее невиновность верит только Аман, готовый на любые жертвы, чтобы вытащить жену из-за решетки, и это приводит к его вражде с родственниками. Одновременно в сюжете появляются новые яркие и непростые герои — их интерес к Лере вроде бы чисто профессиональный, но ее история влияет и на их жизнь.

В первую очередь это следователь, которому досталось дело Леры (его играет Олег Васильков). Поначалу он выглядит просто безразличным представителем закона, однако затем авторы раскрывают его прошлое и быт: потеря жены, разлука с дочерью, пагубные привычки, квартира в страшном запустении… Здесь нисколько не романтизируется образ человека, который все больше погружается в бездну. Напротив, это красноречивая иллюстрация того, как не надо обходиться со своей жизнью, — и такая честность очень импонирует.

По другую сторону находится адвокат Леры Даниил, страдающий ДЦП (Роман Васильев) — пожалуй, самый сложный образ в сериале. С одной стороны, его упорство достойно восхищения, с другой — чувствуется, что он очень сосредоточен на том, чтобы доказать себе собственную полноценность, а это не очень хорошо сочетается с профессией юриста, обязанного быть максимально сконцентрированным на клиенте. И можно понять Амана, который не верит, что такой защитник поможет его жене.

Аспекты жизни в киргизской общине показаны в первых сериях фрагментарно, но очень колоритно. Здесь много говорящих деталей — к примеру, фамильный браслет, который будущая свекровь надевает Лере, напоминает оковы. Когда выясняется, что покойный Закир отличался жестокостью по отношению к жене, отец семейства решительно настаивает, что в их роду никогда не было насилия. Тут возникает вопрос, что в понимании дремучих поборников патриархата является насилием. И молодому Аману такие обычаи уже кажутся дикими.

Но главная загадка связана с образом самой Леры: у нее гораздо больше тайн, чем кажется поначалу, когда мы видим просто девчонку-сироту со странной татуировкой. Сколько в этой героине реального, а сколько — обманки, созданной для других и себя, еще предстоит узнать.

Прекрасным фоном для сложной истории становится большой, бесчувственный, беспощадный город с серыми типовыми домами и заводскими трубами, похожими на адский котел. Палитра сериала — холодная, сумрачная, бесстрастная, часто встречаются выразительные паузы и мизансцены, которые говорят о сюжете и персонажах больше, чем диалоги.

В целом проект представляется весьма тонкой психологической игрой, в которой все герои проходят вынужденную идентификацию, сталкиваются с тем, что не хотели бы признать за собой. С каким счетом и жертвами завершится эта игра — сложно предугадать, и за это авторы сериала уже достойны похвалы.

Людмила Семенова