Posted 28 марта 2022,, 10:55

Published 28 марта 2022,, 10:55

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Почему Вучич стал таким пророссийским

28 марта 2022, 10:55
Алла Ярошинская
Действующий президент Сербии является главным охранителем промосковской политики страны.

Через несколько дней в Сербии пройдут очередные президентские выборы и досрочные — в Скупщину (парламент). От их результата, по мнению политологов, во многом зависит будущее отношений Москвы и Белграда. На сегодняшний день это одна из двух европейских стран (вторая — Босния и Герцеговина), не поддержавшая антироссийские санкции после начала военной спецоперации против Украины. Залогом такой исключительности являются не только давние братские отношения обеих стран, но и в большой степени личные политические вариации нынешнего президента Александра Вучича.

«Пророссийские настроения сербов не будут иметь значения для внешнего курса официального Белграда, если по итогам предстоящих 3 апреля выборов руководство Сербии сменится, — отмечает на сайте издания „Балканист“ кандидат исторических наук Никита Бондарев. — Именно нынешний президент Александр Вучич превратил традиционную народную любовь к России в фактор, влияющий на геополитические процессы». Выходит почти по известной аналогии: есть Вучич — есть Россия в Сербии, нет Вучича — нет там России.

Начинал нынешний президент свой путь в большую политику из националистической Сербской радикальной партии во главе с бывшим узником Гаагского трибунала Воиславом Шешелем. Позже Александр Вучич и Томислав Николич создали Сербскую прогрессивную партию (СПП), которая к настоящему времени стала по сути «руководящей и направляющей». «Все решения партии (СПП), все конструирование ее генеральной линии вытекают из представления о правильном непререкаемого, несменяемого лидера, каковым является Александр Вучич, — отмечает балканист Никита Бондарев. — Подчеркну, абсолютно неповторимого, невоспроизводимого, незаменимого». И главное: «Пророссийский курс Сербии держится только на Вучиче». Однако таким положение вещей было не всегда.

Любопытен в этом смысле исторический экскурс, показывающий, какие фундаментальные политические метаморфозы случились с Вучичем буквально за последние шесть лет. В 2016 г. премьер-министр Сербии Вучич призвал к проведению досрочных парламентских выборов, объяснив это тем, что стране необходимы четыре стабильных года для завершения переговоров о вступлении Сербии в ЕС. То есть не для более тесной интеграции с Москвой, а для сближения с Европой. Он и возглавил проевропейскую коалицию партий, которая набрала почти половину голосов.

Результатами выборов тогда оказались довольны в европейских странах и США. Как отмечала американская Associated Press, партия Вучича оставила далеко позади «пророссийские силы», и «триумф премьера означает, что Сербия продолжит свой путь к членству в ЕС, несмотря на оппозицию со стороны правых партий, которые хотят иметь тесные связи со славянским традиционным союзником — Россией». Французское агентство France-Presse указывало: сам Вучич после опубликования предварительных результатов отметил, что граждане выбрали европейскую интеграцию. А на пресс-конференции в штаб-квартире партии сразу после оглашения результатов Вучич заявил: «Ничего не произойдет в одночасье… Мы будем стараться ускорить европейский путь…»

На следующих парламентских выборах, в 2020-м, список кандидатов политической коалиции «За наших детей», возглавляемый «Сербской прогрессивной партией» Александра Вучича, получил 60,65% голосов избирателей и 188 депутатских мандатов (из 250). Это стало рекордным результатом за всю историю выборов в Сербии.

Президентская коалиция, имея абсолютное большинство мандатов в Скупщине, получила свободу рук. Именно в этом периоде и произошел титанический сдвиг во внешней политике Белграда: от обещанного «ускорения по европейскому пути» — в тесные объятия России. Этому способствовали два фактора. С одной стороны, многолетние и безрезультатные обещания Брюсселя о вступлении в ЕС и давление на Сербию в отношении признания Косово. С другой, — режим поддержки, благоприятствования и реальная экономическая помощь Москвы.

Последней каплей для Вучича, похоже, стал прошлогодний доклад Европарламента о прогрессе Сербии на пути к вступлению в ЕС, из которого следовало, что никакого прогресса нет. Как отмечала черногорская газета Vijesti, «Совет ЕС и докладчик по Сербии Бильчик „пинали“ Вучича… за внешнюю политику и за то, что Белград является благодатной почвой для китайской и российской пропаганды». Главная вина Сербии, из-за которой ей не место среди избранных, как прочитывалось в подтексте доклада, заключается в ее независимой от ЕС внешней политике. Белград дружит с Москвой и не поддерживает санкции против нее. Более того, Вучич публично и открыто подчеркивает еще и личные дружеские отношения с Путиным.

В докладе была выражена и обеспокоенность по поводу «кампании по делигитимации независимости Косова». (Интересно, что сербская оппозиция, напротив, подозревает Вучича в тайной подготовке к сдаче края. Именно поэтому в стране регулярно проходят протестные митинги.)

«Мой комментарий на их отчет, — заявил тогда президент, — только один… (…) Хватит слушать ложь, которую они уже и не пытаются прикрыть». Комментируя косовскую часть доклада, Вучич сказал: «Я горд фактом, что делигитимизирую „государственность“ Косова». И отметил, что продолжит это «в пику Европейскому парламенту и во славу Сербии». Вряд ли еврокомиссары простят Вучичу подобную дерзость.

После этого разгромного отчета и жесткой отповеди президента европейцам чаша сербских весов резко склонилась в сторону Москвы. И хотя Сербия заявила о поддержке территориальной целостности Украины, однако отвергла требование Запада, оказывающего, по словам Вучича, неимоверное давление, чтобы Белград поддержал санкции.

Однако красноречивее всего о нынешних предвыборных настроениях в Сербии говорит тот факт, что кандидат в президенты Миша Вацич (партия «Сербская десница»), по сообщениям местных СМИ, приехал в Центризбирком сдавать подписи за свое выдвижение на машине с российскими номерами, флагами Сербии и России и буквами Z.

По мнению социолога Бояна Панайотовича, Александр Вучич имеет все шансы победить уже в первом туре президентских выборов, а правящая «Сербская прогрессивная партия» сохранит ведущую позицию на парламентских и местных, которые пройдут одновременно с выборами лидера страны. Как сказал Панайотович, «60% населения поддержит кандидатуру Александра Вучича». Социолог отмечает, что кандидат в президенты от объединенной оппозиции Здравко Понош («НАТО — генерал», как называют его в народе) наберет около 12% голосов избирателей, третье место могут поделить Милица Джурджевич-Стаменковски (лидер партии «Заветники») и Биляна Стойкович от «зелено-левого» блока.

А тем временем с приближением дня голосования ситуация в самопровозглашенной Республике Косово становится все напряженнее, сообщает сайт Kosovo online. Там проходят митинги сербов против запрета косовских властей на проведение выборов депутатов Скупщины и президента Сербии. Протесты проходят в крупнейшем анклаве Грачаница под Приштиной и северной части Косовска-Митровицы. Власти косоваров направили в эти районы отряды полиции, исключительно, как они сами отмечают, в целях безопасности митингующих.

Алла Ярошинская