Posted 8 апреля 2022,, 16:23

Published 8 апреля 2022,, 16:23

Modified 30 марта, 08:20

Updated 30 марта, 08:20

«Роман служанки»: счастье, которое не всегда понимают

8 апреля 2022, 16:23
Людмила Семенова
Фильм, переносящий в другую эпоху и создающий романтично-меланхоличное настроение, может хотя бы на короткое время отвлечь от ужасов нынешней реальности.

Мелодрамы без хэппи-энда — большая редкость в массовой культуре: как правило, от этого жанра ждут позитива и воодушевления. Судьба героини — чаще всего какой-нибудь простушки, прошедшей через суровые испытания и получившей в награду тихое семейное счастье, — поддерживает у целевой аудитории веру в сказки, которая помогает мириться с буднями собственной жизни.

Между тем толика горькой правды способна превратить банальный сюжет в действительно глубокую и трогательную историю. Такую, как британский фильм «Роман служанки», снятый по роману Грэма Свифта «Материнское воскресенье» (Mothering Sunday).

Символично, что эта печальная картина с околовоенной тематикой показывается в России именно сейчас. Название, данное российскими дистрибьюторами, не совпадает с оригинальным, но подогревает интерес отсылкой к антиутопии «Рассказ служанки» (спойлер — между этими проектами нет почти ничего общего).

В Mothering Sunday реальность смешивается с грустной сказкой, а порой кажется живописным полотном, запечатлевшим ушедшие времена.

История рассказывает о молодой служанке-сироте Джейн, живущей в послевоенной Англии. Эту роль прекрасно исполнила актриса Одесса Янг. За окном — 1924 год, многие семьи пережили потерю, и кто-то считает Джейн счастливой, потому что ей, одинокой по жизни, терять уже нечего.

Однако это не так: у девушки есть возлюбленный — аристократ Пол, с которым она состоит в тайной связи, до головокружения нежной и страстной. Его играет Джош О’Коннор, известный по роли принца Чарльза в сериале «Корона». Джейн не питает иллюзий, что Пол на ней женится — он связан семейными и социальными обязательствами и вскоре ему предстоит вступить в брак со знатной женщиной. Но молодые люди любят и ценят жизнь во всех ее проявлениях и во время свиданий не думают ни о прошлом, ни о будущем. Их счастье предсказуемо оказывается мимолетным — Джейн теряет любимого человека навсегда.

Трудно не вспомнить историю другой Джейн, написанную Шарлоттой Бронте в викторианской Англии. Был ли это умышленный авторский ход или нет, осведомленный зритель наверняка будет сравнивать двух героин — одиноких, тонко чувствующих и наделенных талантами. Ведь служанка-Джейн спустя годы становится знаменитой писательницей, пройдя путь от консультанта в книжном магазине и встретив верного и любящего спутника (Сопе Дирису).

Однако Джейн, живущая в начале XX века, мыслит гораздо более свободно и открыто, чем героиня Бронте. Ни религия, ни общество не мешают ей вступить в греховную, по понятиям многих, связь с человеком другого круга. Их роман защищен внутренней чистотой и светом, и в моменты откровенно снятых интимных сцен героями сложно не любоваться.

Визуальный фон фильма вообще очень богат и проникновенен, особенно в деталях быта и атмосферы. Все персонажи — как прислуга, так и знать — обитают в неторопливом, чуть призрачном мире, который как будто становится их броней в тяжелую эпоху. Изящество интерьеров, костюмов и садов дарит иллюзию покоя, уюта и надежды.

Артисты старшего поколения — Колин Ферт и Оливия Колман, которая также снималась в сериале «Корона», — прекрасно вписываются в этот своеобразный мирок, обаятельный в своей печали и чем-то близкий к старым усадьбам ушедшей России. Конфликт прошлого и будущего, зрелых людей, которым тяжело смириться со своими потерями и ранами, и молодых, которым во что бы то ни стало хочется идти вперед, прописан очень тонко и деликатно, но в то же время четко.

Одной из ярких аллегорий является одинокая прогулка обнаженной героини по дому любимого. Несомненно, это некая форма вызова, пусть и затаенная. Особенно символична сцена поедания пирога с полным пренебрежением к этикету. Для Джейн неважно, видит ли ее кто-то со стороны, ей достаточно веры в себя, которая помогает пережить потерю близкого человека — увы, не последнюю в ее жизни.

Любители насыщенного событиями и динамичного сюжета, вероятно, сочтут фильм скучным и затянутым. Он ориентирован скорее на тех, кому по душе вдумчивое повествование, тонкая эстетика и проработанная атмосфера. Подбор актеров очень удачен в этом смысле. Молодые герои берут не яркими внешними данными или не буйством эмоций, а легкой неправильностью, надломом, болезненностью, которая тянет их друг к другу. Признанные же мастера прекрасно играют на контрасте, воплощают душевность и лиричность камерной семейной истории на фоне большой исторической драмы.

Поклонникам хорошего европейского кино безусловно стоит посмотреть этот фильм, создающий настроение светлой меланхолии.

Людмила Семенова