eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Блогосфера

«Роман служанки»: счастье, которое не всегда понимают

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Фильм, переносящий в другую эпоху и создающий романтично-меланхоличное настроение, может хотя бы на короткое время отвлечь от ужасов нынешней реальности.

19:23, 08.04.2022 // Росбалт, Блогосфера

Вводная картинка
© Стоп-кадр из фильма «Роман служанки»

Мелодрамы без хэппи-энда — большая редкость в массовой культуре: как правило, от этого жанра ждут позитива и воодушевления. Судьба героини — чаще всего какой-нибудь простушки, прошедшей через суровые испытания и получившей в награду тихое семейное счастье, — поддерживает у целевой аудитории веру в сказки, которая помогает мириться с буднями собственной жизни.

Между тем толика горькой правды способна превратить банальный сюжет в действительно глубокую и трогательную историю. Такую, как британский фильм «Роман служанки», снятый по роману Грэма Свифта «Материнское воскресенье» (Mothering Sunday).

Символично, что эта печальная картина с околовоенной тематикой показывается в России именно сейчас. Название, данное российскими дистрибьюторами, не совпадает с оригинальным, но подогревает интерес отсылкой к антиутопии «Рассказ служанки» (спойлер — между этими проектами нет почти ничего общего).

Каждая жертва насилия несчастна по-своему Женщина, которую принудили к сексу, зачастую подвергается травле — вместо того чтобы получать безоговорочную общественную поддержку.

В Mothering Sunday реальность смешивается с грустной сказкой, а порой кажется живописным полотном, запечатлевшим ушедшие времена.

История рассказывает о молодой служанке-сироте Джейн, живущей в послевоенной Англии. Эту роль прекрасно исполнила актриса Одесса Янг. За окном — 1924 год, многие семьи пережили потерю, и кто-то считает Джейн счастливой, потому что ей, одинокой по жизни, терять уже нечего.

Однако это не так: у девушки есть возлюбленный — аристократ Пол, с которым она состоит в тайной связи, до головокружения нежной и страстной. Его играет Джош О’Коннор, известный по роли принца Чарльза в сериале «Корона». Джейн не питает иллюзий, что Пол на ней женится — он связан семейными и социальными обязательствами и вскоре ему предстоит вступить в брак со знатной женщиной. Но молодые люди любят и ценят жизнь во всех ее проявлениях и во время свиданий не думают ни о прошлом, ни о будущем. Их счастье предсказуемо оказывается мимолетным — Джейн теряет любимого человека навсегда.

Трудно не вспомнить историю другой Джейн, написанную Шарлоттой Бронте в викторианской Англии. Был ли это умышленный авторский ход или нет, осведомленный зритель наверняка будет сравнивать двух героин — одиноких, тонко чувствующих и наделенных талантами. Ведь служанка-Джейн спустя годы становится знаменитой писательницей, пройдя путь от консультанта в книжном магазине и встретив верного и любящего спутника (Сопе Дирису).

Когда закончится эпоха «людей-вещей»? Российские онлайн-сервисы продолжают выпускать контент, альтернативный тому, что мы привыкли видеть на федеральных каналах.

Однако Джейн, живущая в начале XX века, мыслит гораздо более свободно и открыто, чем героиня Бронте. Ни религия, ни общество не мешают ей вступить в греховную, по понятиям многих, связь с человеком другого круга. Их роман защищен внутренней чистотой и светом, и в моменты откровенно снятых интимных сцен героями сложно не любоваться.

Визуальный фон фильма вообще очень богат и проникновенен, особенно в деталях быта и атмосферы. Все персонажи — как прислуга, так и знать — обитают в неторопливом, чуть призрачном мире, который как будто становится их броней в тяжелую эпоху. Изящество интерьеров, костюмов и садов дарит иллюзию покоя, уюта и надежды.

Артисты старшего поколения — Колин Ферт и Оливия Колман, которая также снималась в сериале «Корона», — прекрасно вписываются в этот своеобразный мирок, обаятельный в своей печали и чем-то близкий к старым усадьбам ушедшей России. Конфликт прошлого и будущего, зрелых людей, которым тяжело смириться со своими потерями и ранами, и молодых, которым во что бы то ни стало хочется идти вперед, прописан очень тонко и деликатно, но в то же время четко.

Одной из ярких аллегорий является одинокая прогулка обнаженной героини по дому любимого. Несомненно, это некая форма вызова, пусть и затаенная. Особенно символична сцена поедания пирога с полным пренебрежением к этикету. Для Джейн неважно, видит ли ее кто-то со стороны, ей достаточно веры в себя, которая помогает пережить потерю близкого человека — увы, не последнюю в ее жизни.

«Идентификация»: город, пожирающий судьбы В России снимают все больше психологических детективов, и некоторые из них вполне достойны внимания.

Любители насыщенного событиями и динамичного сюжета, вероятно, сочтут фильм скучным и затянутым. Он ориентирован скорее на тех, кому по душе вдумчивое повествование, тонкая эстетика и проработанная атмосфера. Подбор актеров очень удачен в этом смысле. Молодые герои берут не яркими внешними данными или не буйством эмоций, а легкой неправильностью, надломом, болезненностью, которая тянет их друг к другу. Признанные же мастера прекрасно играют на контрасте, воплощают душевность и лиричность камерной семейной истории на фоне большой исторической драмы.

Поклонникам хорошего европейского кино безусловно стоит посмотреть этот фильм, создающий настроение светлой меланхолии.

Людмила Семенова

Нет сил читать? Смотри наши видео на Youtube

Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: +27°
Санкт-Петербург: +26°