Posted 13 апреля 2022,, 17:27

Published 13 апреля 2022,, 17:27

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Не видно убыли — нет проблемы

13 апреля 2022, 17:27
Александр Желенин
Негативные демографические тенденции в России в первые месяцы этого года продолжили нарастать даже на фоне затухания пандемии.

Новая эпоха, в которой мы живем, начинает откладывать отпечаток почти на все сферы жизни. Возьмем, скажем, демографию. Если еще пару месяцев назад, занимаясь этой тематикой, вы могли без особых проблем использовать для своих исследований данные официальной статистики, то теперь, судя по всему, эта информация в открытых источниках публиковаться будет в ограниченном виде или ее не будет вообще.

Вот, к примеру, хотите вы посмотреть официальные данные по естественному движению населения России за первые месяцы этого года. Раньше с этим было просто: иди на официальный портал Росстата и ищи нужные таблицы. Но попытка сделать так сегодня привела к тому, что цифр за январь текущего года на сайте российского статистического агентства я попросту не нашел. Зато удалось скачать данные за февраль. Не бог весть что — полный анализ по одному месяцу не сделаешь. Но все же лучше, чем ничего.

Итак, по данным Росстата, естественная убыль населения в России в феврале текущего года составила почти 90 тысяч человек. Это на 20 тысяч больше, чем за тот же месяц 2021 года. Повторю, широкие выводы из этого делать, конечно, нельзя, однако факт налицо — убыль населения в стране продолжает нарастать даже тогда, когда смертность от ковида в РФ уже существенно снизилась, а какие-либо потери в ходе специальной операции российской армии на Украине на демографическую статистику повлиять не могли, поскольку началась она только в самом конце рассматриваемого месяца.

На сайте главного статистического агентства страны доступны демографические данные в целом за 2021 год. Из них следует, что естественная убыль за этот период достигла рекордных в новейшей истории России показателей — 1,043 млн человек. Причем главная причина этого не снижение рождаемости, а зашкаливающая смертность. Количество рождений в прошлом году также понизилось (на свет появилось на 32 тысячи младенцев меньше, чем в 2020 году), но не столь катастрофически, как выросло число смертей.

По предварительным данным, в 2021 году скончалось более 2,445 млн россиян. Такая смертность — абсолютный антирекорд с 1945 года. До этого сомнительная пальма первенства по общему количеству смертей в стране была у 2003 года, когда в мир иной ушли 2,37 млн человек. Но в то время в России продолжалась контртеррористическая операция в Чечне, так что рекордная смертность, вероятно, частично может быть списана именно на нее. Во всяком случае, других явных причин для этого в начале нулевых годов не было — федеральный бюджет год от года увеличивался за счет роста мировых цен на нефть, отчего социально-экономическая ситуация постепенно улучшалась.

Конечно, немыслимые в послевоенное время человеческие потери России 2021 года можно списать на пандемию, что власти предержащие и делают. Однако, как было показано на примере февральской статистики, число летальных исходов, связанных с ковидом, сильно снизилось, а общая смертность по стране тем не менее вновь растет.

Частично эти миллионные потери были компенсированы вновь возросшим притоком приезжих из государств СНГ. Так, миграционный прирост за 2021 год достиг довольно внушительных цифр — около 430 тысяч человек. По этой причине общее сокращение численности живущего в стране населения за прошлый год составило не 1,043 млн (это, напомню, «естественная убыль» — разница между умершими и родившимися), а «всего» 613 тысяч человек. Но это тоже беспрецедентный уровень.

Как видно из данных за февраль, негативные тенденции роста смертности и сокращения рождаемости в России продолжали нарастать. Если экстраполировать эту тенденцию в будущее хотя бы еще несколько месяцев, то к тем социально-экономическим причинам, которые, на мой взгляд, в первую очередь и привели к демографической катастрофе прошлого года, добавится еще и эффект от жесточайших экономических санкций, введенных против России. Впрочем, выход можно найти даже в такой непростой ситуации. Например, просто перестав публиковать демографическую статистику. Не видно убыли — нет проблемы.

Александр Желенин