Posted 24 мая 2022,, 13:26

Published 24 мая 2022,, 13:26

Modified 30 марта, 08:18

Updated 30 марта, 08:18

Хронический недуг российского кино

24 мая 2022, 13:26
Людмила Семенова
Вроде, хотели снять социальную драму — а получился очередной фильм «про любовь» с хорошим концом.

Самой продаваемой темой в кинематографе и литературе остаются любовь и отношения. А также вся палитра эмоций, с этим связанных: ревность, интриги, страх одиночества, вожделение… и лишь в качестве редкого исключения — душевный покой и уверенность в будущем, которую можно разделить на двоих. Обычно последнее обозначается несколькими штрихами в обязательном хэппи-энде, но, увы, оставляет впечатление чистой формальности.

Одна из майских премьер — фильм Сергея Бодрова «Дышите свободно» — заявлена как психологическая драма о людях, страдающих заиканием. Но в итоге все равно получилась мелодрама с эмоциональным надрывом и финалом, который, по сути, спускает все напряжение на тормозах. Некоторые зрители могут почувствовать себя слегка обманутыми, однако те, кто хочет отвлечься от мрачных будней (а сейчас это актуально как никогда), скорее всего, останутся довольны.

Примечательно, что режиссер давно мечтал снять такой проект, поскольку когда-то сам боролся с заиканием. И наконец воплотил свою идею — хотя наверняка понимал, что тема не является «хорошо продаваемой» даже в век инклюзивности и заботы о правах людей с ограниченными возможностями. К тому же довольно сложно осветить проблему заикания так, чтобы героям хотелось сопереживать за яркую индивидуальность и харизму, а не из сочувствия; чтобы сюжет держал в напряжении, а не вышибал слезу.

В итоге «Дышите свободно» пошел по особому пути: тема ограниченных возможностей понемногу отступает на второй план и вытесняется любовной историей. Которая, увы, вышла откровенно вторичной и скучноватой.

Сюжет фильма не отличается затейливостью — в его основе любовный треугольник, но при этом сложно понять, кто, собственно, главный герой.

Один из центральных персонажей — специалист по лечению заикания Ольга Черкасова (Полина Агуреева). Ее методики многообразны: самовнушение, дыхательная гимнастика и просто раскрепощающая коммуникация. Она умеет расположить к себе и понемногу становится для своих подопечных другом.

В группе Черкасовой знакомятся двое одиноких людей — контуженый автомеханик Илья (Евгений Ткачук) и бывшая исполнительница эротических танцев Вера (Полина Пушкарук). Однако Ольга все больше сама интересуется Ильей и решает любой ценой отвадить более молодую соперницу.

Таким образом проблема заикания в этой картине оказывается скорее изюминкой, призванной добавить неординарности банальному мелодраматическому сюжету. Да, персонажи вызывают сочувствие. Илья из-за своего недуга не может видеться с ребенком, хотя этот запрет выглядит абсурдным и скорее всего неправомерным. Наверняка и у других участников тренинга за плечами много душевных травм. Однако в итоге на первый план выходит конфликт, густо замешанный на эмоциях и вследствие этого лишенный здравого смысла.

Ольга, узнав о романе Ильи с Верой, совершает классическую ошибку ослепленной чувствами женщины: решает, что проблема исключительно в сопернице и стоит ее от нее избавиться — счастье построится само собой. Чувства мужчины, который не только ничего не обещал, но даже и не намекал, что она ему интересна, вообще не берутся в расчет. Такое отношение к человеку будто к приглянувшейся игрушке или призу в состязании с любовью, конечно, имеет мало общего. К тому же Ольга и сама признается Вере (еще не зная всей правды), что просто «хочет» этого мужчину.

И когда акцент смещается с Ильи на Ольгу, история совсем теряет первоначальный шарм. Вместо актуальной борьбы заикающихся людей за полноценную социализацию мы наблюдаем бессмысленную попытку женщины противостоять возрастным изменениям и тяготами одиночества. В итоге она начинает терять саму себя, и это действительно выглядит драматично — таблетку от старения вряд ли когда-нибудь изобретут, а общество все еще считает женщину неполноценной, если рядом нет мужчины.

При этом линия Ильи и Веры теряется, а непростой бэкграунд обоих не получает никакого отзвука в развитии персонажей. И семейные неурядицы Ильи, и бывшая профессия Веры по сути остаются не выстрелившими ружьями. А будущее героев вне тренинга и соединившей их проблемы обозначено очень смутно.

Тем не менее жанр диктует свои законы: финал обязан быть светлым и жизнеутверждающим, хотя в реальности такие эмоциональные коллизии часто заканчиваются весьма трагично.

Визуальный ряд соответствует малодинамичному сюжету и безликим героям: картинка бледная, порой почти монохромная — Петербург и Ленинградская область, где проходили съемки, выглядят по-привычному сумрачно и меланхолично. К сожалению, замысел, у которого был огромный потенциал, не привнес в эту меланхолию ни социального протеста, ни гуманизма, ни чувственного всплеска, ни финального катарсиса.

Людмила Семенова