Posted 11 июня 2022,, 07:50

Published 11 июня 2022,, 07:50

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Все будет хорошо, даже если было очень плохо?

11 июня 2022, 07:50
Людмила Семенова
Далеко не любой кинематографический сюжет можно и, главное, нужно превращать в сказку со счастливым концом.

Порой даже авторы фильмов, предназначенных для думающей аудитории, не могут устоять перед соблазном подвести историю к хэппи-энду. И это оставляет неприятный осадок — не потому, что зритель мизантроп, а потому, что таким концовкам почти всегда недостает искренности. Финал в духе «а потом вдруг жизнь наладилась» сводит на нет глубокие и актуальные идеи, которые были заявлены на старте.

Именно так произошло с канадско-американским фильмом «Четыре хороших дня», явно относящимся к нише артхауса, но при этом номинированным на премию «Оскар» в 2022 году за лучшую песню. Он посвящен теме наркозависимости, которая в последние годы ушла в тень на фоне борьбы за права меньшинств, спасения природы и пандемии коронавируса. Однако проблема наркотиков никуда не делась, и о ней необходимо высказываться с предельной откровенностью.

Фильм снят колумбийским режиссером Родриго Гарсиа, сыном известного писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, а главные роли исполнили признанные американские звезды разных поколений — Гленн Клоуз и Мила Кунис. Стоит отметить, что обеим удалось преобразиться почти до неузнаваемости, играя двух несчастных женщин. Кто из них является центральным персонажем — сложно сказать, но в основном история рассказывается через восприятие Деборы, которая пытается спасти свою дочь Молли от пристрастия к героину.

Мы наблюдаем момент, когда мать практически отчаялась — Молли принимает тяжелые наркотики много лет, срывает лечение, совершает противоправные действия, она давно потеряла мужа и детей. Ей немногим больше тридцати, однако мать все еще обращается с ней как с маленькой заплутавшей девочкой…

Сам сюжет незамысловат: Молли предпринимает очередную попытку излечиться, и ей нужно вытерпеть четыре дня в абсолютной «чистоте». В больнице нет мест, и мать с дочерью вынуждены провести это время вместе. При этом Дебора слабо верит в успех, опыт подсказывает ей, что все в очередной раз сорвется. Но, быть может, эти четыре дня важны для обеих сами по себе — как время сказать невысказанное, понять непонятое и успеть до точки невозврата.

Поведение Молли выглядит абсолютно типичным для инфантильного человека, склонного обвинять в своих ошибках и прегрешениях кого и что угодно — даже сигнализацию на двери, которая напоминает ей о материнском недоверии, — но только не себя. Ее мотивы до конца неясны: действительно ли она решила лечиться или рассчитывала еще что-нибудь украсть и продать? Актрисе удалось воплотить образ глубоко больного и потерянного человека, которого, тем не менее, совсем не жалко. И хотя красной нитью через весь фильм проходит вопрос, что есть наркомания — болезнь или выбор, — ни на секунду не забываешь о социальной и семейной опасности такого пациента.

Параллельно зритель узнает о других проблемах семьи. Дебора когда-то ушла от отца Молли и сейчас живет с другим мужчиной. Ни бывший, ни нынешний муж ничем ей особо не помогают. Сестра Молли признается матери, что в ее жизни все далеко не так красиво, как она показывает в соцсетях, и заедает стресс жареной картошкой. Сама Дебора выглядит, пожалуй, наиболее уравновешенным персонажем. Но по мере развитии сюжета все больше обнажается ее главная беда — и это не безоглядная любовь к ребенку (как может показаться на первый взгляд), а зацикленность на своей жертвенности.

Когда героини понемногу начинают налаживать контакт, мать убеждает Молли, что все страшные поступки совершала не она, а ее болезнь (или какая-то демоническая сущность, овладевающая ею в наркотическом бреду). Уже из этого видно, что Дебора во многом сама мешала себе и дочери. Далее она внушает девушке, что продажа тела за наркотики — не проституция, и тут даже Молли указывает матери на логическую дыру в ее рассуждениях. А хуже всего выглядит поведение Деборы в клинике, когда она обвиняет врачей и работников регистратуры в отсутствии сострадания, которое якобы сгубило ее дочь. Здесь и закрадывается вопрос, что ей, собственно, нужно — спасти жизнь Молли или вызвать жалость и восхищение собственным материнским героизмом? Судя по очередной жертве, которую она приносит по просьбе дочери, скорее второе.

Нетрудно понять, что в реальности такая история закончилась бы так же, как ставший почти культовым фильм «Реквием по мечте». Но авторы «Четырех дней» решили превратить все в сказку и перелистнули несколько страниц, показав Молли выздоровевшей ухоженной красавицей. В итоге зритель чувствует себя одураченным, будто посмотрел «Модный приговор» вместо социальной драмы.

Такое кино не может развлечь (слишком много тяжелых моментов в начале) и ничему не учит.

Людмила Семенова