eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Блоги

Летний нуар на Первом канале

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Сериал «Заключение», несмотря на хорошую актерскую игру, оставляет ощущение какой-то разрозненности и эмоциональной недосказанности.

11:20, 25.06.2022 // Росбалт, Блоги

Вводная картинка
© Стоп-кадр из сериала «Заключение»

Довольно часто в фильмах «процедурного» жанра авторы стараются совместить остросюжетный детектив с житейским реализмом. Иногда подобная компиляция срабатывает, но нередко в попытке вытянуть две линии не получается толком довести до конца даже одну.

Недавний пример такого микса — детективный сериал «Заключение». Сочетание медицинской, криминальной и психологической тематики (в проекте немало внимания уделено семейным и социальным отношениям), а также известные актеры на экране выглядели заманчиво для массовой аудитории. Хотя все это уже неоднократно эксплуатировалось в других сериалах, как отечественного разлива, так и заимствованных у Запада.

Особенность «Заключения» в том, что здесь соединяются медицинский и юридический аспект в лице двух главных героев — талантливого хирурга Веры Елагиной (Виктория Исакова) и следователя Алексея Пахомова (Дмитрий Куличков). Их пути пересекаются, когда против Веры заводят уголовное дело за подложные рецепты на мощные анальгетики.

Все будет хорошо, даже если было очень плохо? Далеко не любой кинематографический сюжет можно и, главное, нужно превращать в сказку со счастливым концом.

Героине грозит четыре года тюрьмы и запрет на профессиональную деятельность, но, видя ее талант и хладнокровие, Алексей предлагает ей должность судмедэксперта в Следственном комитете. Вера соглашается и начинает работать под надзором Пахомова, все больше привязываясь к нему по-человечески и раскрывая страшные тайны. Попутно у нее появляется шанс разобраться в собственной жизни.

Вид «альтернативного наказания», предложенный Вере, выглядит фантдопущением, и это вызвало вопросы у многих зрителей. Все же абдоминальная хирургия, которой она посвятила много лет, и судмедэкспертиза — совершенно разные сферы, и персонаж, одинаково одаренный в обеих, кажется не вполне правдоподобным. Но если принять за основу, что герои здесь немного архетипичны, а сюжет обладает долей условности и метафоричности, на натянутую завязку можно закрыть глаза.

Преступления, которые расследуют Пахомов и Вера, затрагивают множество социальных проблем и могут служить иллюстрациями к пособию по психиатрии. Здесь и грязный бизнес (в прямом и переносном смысле), и серийный маньяк, и наркотики, и проституция несовершеннолетних, и нелегальные мигранты…

Через клиническую картину смертей вскрываются гнойные язвы, как локальные — в рамках одной семьи, так и гораздо более масштабные. А порой условно «нормальные» люди выглядят страшнее психов и уголовников: женщину, похищенную маньяком, лишает шанса на спасение родная сестра; матери проще закрыть глаза на надругательство над ее ребенком, чем потерять «доброе имя» в обществе. В этом смысле видна достаточно глубокая и тонкая психологическая работа авторов.

Горе-психологи идут на помощь Отношение к психическому здоровью и тем, кто помогает его поддерживать, в России до сих пор слегка пренебрежительное — и это отражается в кинематографе.

Однако для того, чтобы проект получился действительно интересным и захватывающим, сегодня нужно нечто большее. Детективная концепция «Заключения» чем-то напоминает сериал «След» — не сюжетом или персонажами, а нуарной атмосферой, эмоциональной отстраненностью и тягой к неприглядным деталям, которыми зрителя уже сложно напугать или даже удивить. Но, в отличие от того же «Следа», новому сериалу недостает стилистической и драматургической целостности.

По словам режиссера Сергея Попова, «Заключение» — это история о сильной женщине: «тема в тренде». А продюсер Алексей Моисеев описал проект через неймиг: «Первый смысл названия — героиня выдает свое заключение по делу, и второй — ее реальное заключение. Есть даже третий смысл — на самом деле в процессе все больше и больше выясняется, не была ли та ее жизнь заключением».

Однако штрихи, которыми нарисована жизнь героини, слишком условны. Зрителю намекают, что ее перфекционизм и повышенная самоотдача на работе привели к разладу в семье, но толком «выслушать» другую сторону не получается — и дочь Веры, и бывший муж (Алексей Розин), ушедший к молодой медсестре, выглядят бледными и схематичными. И в процессе погружения в криминальные загадки о них вообще забываешь. Возможно, в этом и состояла часть задумки: показать, что на самой Вере потеря семьи не особенно отразилась, потому что там было попросту нечего терять. Но эта мысль не получила внятного разрешения, как и линия взаимоотношений героини со следователем. Интрига с возможным заражением ВИЧ гарантированно бьет по эмоциям, но и это в конечном счете выглядит манипулятивным ходом.

Хронический недуг российского кино Вроде, хотели снять социальную драму — а получился очередной фильм «про любовь» с хорошим концом.

При этом актеров не за что упрекнуть: все играют профессионально и явно вовлечены в проект. Визуальная составляющая тоже получилась качественной и стильной, соответствующей общей безнадежной атмосфере повествования о неприкаянных людях по разные стороны закона и совести. И основной посыл — что нельзя жить только буквой закона и категориями «правильно/неправильно» — хорошо проработан в каждом отдельном детективном сюжете.

Но все вместе смотрится скорее разрозненным набором историй, не достигшим эмоциональной кульминации. Финал, с одной стороны, выглядит открытым, а с другой — вроде бы нам уже все сказали. Однако в нем все-таки есть несколько по-настоящему теплых и душевных моментов, поэтому он не вызывает сильного разочарования.

Людмила Семенова

Нет сил читать? Смотри наши видео на Youtube

Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: +17°
Санкт-Петербург: +18°