Posted 9 июля 2022,, 08:10

Published 9 июля 2022,, 08:10

Modified 1 февраля, 18:48

Updated 1 февраля, 18:48

Бывших проституток не бывает?

9 июля 2022, 08:10
Людмила Семенова
Попытка организовать на российском телевидении подобие магдалинских приютов — это ставка на зрелищность, а не на желание помочь.

На телеканале «Пятница!» вышел очень странный проект в духе «Дома-2». Разница только в том, что новое шоу ярко демонстрирует все анекдотические стереотипы и клише о женском коллективе. Да еще о дамах, чья жизнь и, если так можно выразиться, «работа» состоит исключительно в том, чтобы нравиться мужчинам.

Речь о «социальном реалити-шоу» под названием «Рабы любви», о девушках, зарабатывающих на жизнь продажей сексуальных услуг. В наше время спектр этих услуг весьма разнообразен, в него входит не только обслуживание клиента в борделе, но и исполнение эротических танцев, эскорт-сопровождение, вебкам. Но суть не меняется: искоренить это явление вряд ли возможно, а вот реально ли помочь конкретным людям начать новую жизнь — на такой вопрос, вроде бы, и пытается ответить новый проект.

Вообще попытки рассказать о маргинальных слоях общества в развлекательном формате уже предпринимались, в частности, реалити-шоу «Джентльмены на даче» про бывших заключенных, которое транслировалось на канале «Перец» в 2012 году. Однако оно не имело большого резонанса и исчезло так же быстро и незаметно, как появилось.

Примечательно, что в текущем телесезоне быстро закрылось несколько программ с претензией на остросоциальные вопросы — например, «Ждули» и «Беременна в 45» на канале «Ю». Повторят ли «Рабы любви» их судьбу, пока неясно: в эфир уже вышло два выпуска, весьма насыщенных событиями. В чем же оригинальность их концепции?

Авторы, словно вдохновляясь идеями основателей приютов Святой Магдалины или школы для девочек из романа «Джен Эйр», взялись перевоспитывать героинь путем аскезы в одежде и еде, отказа от развлечений и ограничения личной свободы. Занимаются этим Ирина Маслова — основатель движения за права секс-работников «Серебряная роза», коуч по личностному росту Кейт Деннис и психолог Анна Иотко. В шоу используются весьма экстремальные приемы — например, в первом выпуске девушек отправляют на «аукцион», где они стоят перед потенциальными «покупателями» в коробках. Однако поведение самих участниц и их психологические портреты вызывают больше интереса, чем придумки тех, кто с ними работает.

По сути, эта программа — наряду с «Ждулями» и шоу про беременность — посвящена злободневной теме, как трудна женская доля в наши дни (и не только в наши, что уж скрывать). Собственно, то же озвучила и одна из ведущих Кейт Деннис: «Наш проект про то, как непросто и порой опасно быть женщиной в современной реальности. Каждая из участниц была жертвой абьюза или насилия. У многих не было возможности получить образование или устроиться на работу, благодаря которой они могли бы оплачивать свои счета и растить детей. Для всех них секс-работа — это выбор в состоянии отчаяния, потому что не могли, не знали или не умели по-другому. Но, как и все девушки, они мечтают о семье и женском счастье».

Однако особенность девушек из секс-индустрии, по крайней мере тех, которых собрали на съемочной площадке, — в том, что они возвели в уродливый абсолют свою женскую уязвимость и незащищенность и используют ее как торговую приманку. Причем такой подход может иметь самые разные формы: например, одна из участниц признается, что «разводит» мужчин на ужины в дорогих ресторанах, — «сегодня салатик был вкусный, поэтому я тебе дам».

Но есть и менее прямые и грубые проявления эксплуатации своей женственности и инфантилизма. Например то, как девушки отказываются сдать украшения и секс-игрушки, то есть держатся за атрибуты своей жизни в вечном фейковом образе «девочки-девочки».

И можно ли в короткий срок отучить от такого мировоззрения — вопрос очень сложный. Ведь однажды участницы уже нашли в этом пути что-то более привлекательное, нежели в обычной жизни без быстрых и грязных денег. Что их на это толкает: нежелание учиться и развиваться, страсть к адреналину или ненависть к себе, толкающая в пропасть, — здесь уже стоит разбираться в каждом конкретном случае.

Конечно, необходимо учитывать и предубеждения общества, что «бывших проституток не бывает», но по всей видимости процент тех, кто решительно порвал с такой жизнью, все еще слишком мал, чтобы его можно было опровергнуть.

Поэтому после двух выпусков можно с уверенностью сказать, что пока программа берет скорее эффектностью картинки, чем проработанностью темы и психологизмом. То, как девушек собирают в большом зале с витражами, одевают в черно-белые строгие наряды, покрывают им голову платком и выдают жутковатые готические медальоны в виде лотоса, выглядит надуманно, но все же довольно креативно.

Хотя гораздо больше это подходило бы для гротескного художественного произведения о бессмысленности таких «благих дел», чем для документальной программы с замашкой на остросоциальность — момент, когда одна из участниц с улыбкой замечает, что «мужчинам нравится образ монашки», говорит о многом.

Хотя следует отдать должное организаторам, что они все же высказывают разумные мысли. Например, что с толком заняться душой имеет смысл только тогда, когда перестанешь разрушать тело. И идея приготовить самостоятельно «выходной» обед вместо того, чтобы ждать готовый, — неплохой шаг к личностному росту.

Но все эти приемы больше подходят тем, кто пока еще не переступил черту, а просто находится во внутреннем кризисе не самой тяжелой формы. Однако о таких людях не снимают реалити-шоу, потому что, увы, в этом формате ставка делается на зрелищность и скандальность, а не на помощь.

Людмила Семенова