Posted 30 июля 2022,, 07:00

Published 30 июля 2022,, 07:00

Modified 30 марта, 08:17

Updated 30 марта, 08:17

Страна скучной молодости

30 июля 2022, 07:00
Людмила Семенова
Подростковая мелодрама — не самый увлекательный жанр, но зритель ждет от него хоть каких-то эмоций. И порой не получает даже этого.

Среднестатистическое российское кино «о жизни» все чаще представляет собой не полноценную историю, а набор зарисовок, не имеющих ни интересной завязки, ни толковой кульминации, которая бы хоть немного задевала за живое. Фильм «Страна Саша» создатели умудрились сделать именно таким, невзирая на отличный потенциал.

Премьерный показ состоялся в рамках программы Generation 14+ 72-го Международного кинофестиваля в Берлине в 2022 году, что подразумевает высокую планку. Для режиссера Юлии Трофимовой «Страна Саша» стала дебютом в «полном метре», но в основу сценария легла повесть Галы Узрютовой, прозаика и драматурга с большим количеством наград и номинаций.

По утверждению писателя, многие события в ее книге взяты из жизни и герой Саша — «собирательный портрет подростков, воспитывавшихся без отца и столкнувшихся с комплексами и страхами». А Юлия Трофимова заявила, что для нее проект стал попыткой исследования темы совершеннолетия в сегодняшней России: «С одной стороны, эта история универсальна, поскольку сегодня молодой человек поражен разнообразием выбора в жизни. С другой стороны, часто подростки воспитываются матерями (без отцов), которые пережили сложные времена 90-х годов и хотят защитить своих детей от совершенных ими ошибок».

Казалось бы, тема молодости, первых чувств, становления личности открывает почти безграничные возможности для кинематографистов. Однако вместо добротной мелодрамы получился какой-то серый суррогат, хотя молодые актеры явно очень старались.

Конечно, надо признать, что современный зритель избалован яркими и динамичными историями. Творческие люди могут сколько угодно сетовать — мол, искусство потеряло душу и превратилось в товар. Но целесообразнее было бы считаться с реалиями XXI века, да и вообще с природой человека.

В данном же случае вопросы к картине возникают уже с названия. Если идея состояла в том, что личность подростка — целый мир, то это стоило транслировать через весь фильм. Однако зритель видит просто эпизод из юности, причем показанный без всякого задора и огня, характерного для этого жизненного этапа.

Главный герой Саша (Марк Эйдельштейн) живет с еще молодой и энергичной матерью (Евгения Громова), знает своего отца, но ему по большому счету не о чем говорить с родителями. Свои проблемы взаимодействия с окружающим миром он излагает в диалоге со зрителем.

Его творческие увлечения и внимание к внешнему виду считаются признаком отсутствия отцовского воспитания, которое мальчик компенсирует дружбой со взрослым мужчиной (Дмитрий Ендальцев). По всей видимости, жизнь Саши довольно скучна и монотонна, так как эмоции он ищет в экстремальных развлечениях, а «девушкой своей мечты» называет Одри Хепберн. И знакомство с Женей (Маша Мацель), по задумке авторов, становится для него глотком свежего воздуха, открытием новых горизонтов.

История первой любви притягательна во все времена, несмотря на банальность. Проблема в том, что ничего, кроме банальности, в фильме нет. Да, юношеская влюбленность редко заканчивается крепкими долгими отношениями, поскольку сильные эмоции имеют свойство угасать. И более прагматичные натуры, к каковым относится Женя, понимают, что жизнь после этого идет своим чередом, в ней надо учиться и искать свое место. А менее зрелые личности совершают деструктивные поступки — как Саша, вступающий в мимолетную импульсивную связь с другой девушкой. Этот эпизод, надо отметить, выбивается из общего неспешного ритма картины и разрушает весь романтический флер.

Понятно, что от подростковой мелодрамы не стоит ждать какой-то особой сложности и глубины. Но к фильму было бы гораздо меньше вопросов, если бы он захватывал и цеплял хотя бы лиричностью и визуальной красотой. Вместо этого мы видим блеклую палитру, вялые диалоги и откровенно провисающие моменты. Все это больше подходит для артхаусного этюда «про жизнь», которые были в моде в первую половину 2000-х, типа альманаха «Короткое замыкание».

Однако здесь вроде бы история про первую любовь и разочарования, которые помогают сформироваться молодой личности (если они не завершились чем-то страшным, а в истории Саши такого нет). Она должна воодушевлять или хотя бы навевать светлую грусть — но точно не затягивать в трясину повседневности. Большинство зрителей и так проживают свой «день сурка», поэтому от кино они ждут ярких эмоций.

Отечественные фильмы в большинстве своем им этого дать не могут, поэтому и не выдерживают конкуренции с западными аналогами. И даже сейчас, когда в прокате крайне мало хорошего зарубежного кино, не стоит рассчитывать, что аудитория смирится с унылым «импортозамещением». Скорее, залы окончательно опустеют — ведь в интернете пока еще можно найти почти все, что не попадает в России на большой экран.

Людмила Семенова