Posted 8 ноября 2016,, 16:22

Published 8 ноября 2016,, 16:22

Modified 31 января, 12:39

Updated 31 января, 12:39

Наш человек оптимизирует и урезает

8 ноября 2016, 16:22
Главе Минфина нравятся те региональные лидеры, которые проводят политику разумной экономии бюджетных средств.

Проект нового федерального бюджета на 2017—2019 годы обсудили во вторник на парламентских слушаниях в Совете Федерации. На днях он был внесен правительством в Госдуму и, как ожидается, будет принят депутатами в первом чтении 18 ноября, а в окончательном, третьем, — 9 декабря.

Главный финансовый документ, который сверстан на трехлетний период, оказался одним из самых жестких за последние годы. Новый бюджет исходит из того, что темпы мирового экономического роста продолжат замедляться, а значит, что будут сохраняться низкий спрос и цены на российские товары. Как минимум в ближайшие три года продолжат действовать и антироссийские санкции. При этом средняя стоимость барреля нефти, заложенная в бюджет, составит 40 долларов.

«Мы должны строить наш бюджет вне зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры и должны быть уверены, что при любых внешнеэкономических условиях обеспечим те обязательства, которые в него закладываются», — аргументировал консервативный подход правительства пришедший на слушания глава Минфина Антон Силуанов. Тем не менее, министр убежден, что бюджет отвечает «возможностям российской экономики» и одновременно способен обеспечить ее рост.

Правительство также рассчитывает перестать жить на «заначку» из резервных фондов и сократить использование их средств с 2 трлн рублей в 2017 году до 0,5 трлн рублей в 2019 году. Правда, Минфин собирается нарастить внутренние займы. По словам Силуанова, в 2016 году правительство рассчитывает привлечь на внутреннем рынке 400 млрд рублей, в последующие годы — 1,1 трлн рублей. «Это предельно возможный объем, увеличивать его — риск», — заметил при этом глава Минфина.

Между тем, новый бюджет вызвал серьезные возражения в Совете Федерации. Самая главная претензия связана с планами правительства сократить помощь регионам. Как сообщила спикер Совфеда Валентина Матвиенко, в 2017 и 2018 годах объем кредитов субъектам Федерации сократится в три раза по сравнению с 2016 годом. В 2019 году регионы могут рассчитывать максимум на 50 млрд рублей.

Это при том, что госдолг регионов приблизится к концу 2016 года к 2,5 трлн рублей. В 14 субъектах РФ долги уже превысили бюджетные доходы, бьет тревогу Матвиенко. В ответ Силуанов пообещал найти деньги на бюджетные кредиты регионам при доработке бюджета ко второму чтению в Госдуме.

Однако, судя по выступлениям представителей самих регионов, этим им уже не помочь. Так, председатель Саратовской областной думы Владимир Капкаев рассказал, что руководство его региона сумело оптимизировать расходы областного бюджета на 13 млрд рублей. «Но сейчас, чтобы получить очередной транш из центра, нам надо выполнить еще несколько пунктов плана, рекомендованных Минфином», — отметил сенатор.

По его словам, деньги дадут, если региональные депутаты примут законы, увеличивающие налоги для малого и среднего бизнеса, «оптимизируют» (иначе говоря, сократят) расходы на социальную поддержку, а также ужесточат доступ инвесторов к льготам. «Принять эти законы можно, но вопрос в последствиях», — с горечью произнес Капкаев. В таком случае регион рискует перестать быть привлекательным для бизнеса, а значит, замедлится экономический рост, не появятся новые рабочие места и т. д., подчеркнул представитель Саратовской области.

В свою очередь губернатор Вологодской области Олег Кувшинников рассказал, что ему удалось решить долговую проблему региона «за счет оптимизации и разумной экономии в бюджетной политике». По его словам, вологодчина начала брать в долг еще во время кризиса 2008 года, однако с 2011 года расходы областного бюджета были фактически заморожены на отметке в 60 млрд рублей.

В итоге региону удалось покинуть двадцатку субъектов РФ с наибольшим государственным долгом, а также выполнять условия соглашений с министерством финансов по замещению коммерческих кредитов бюджетными и сокращению государственного долга, отрапортовал Кувшинников.

«Молодец, наш человек, — оптимизирует и урезает», — похвалил его в ответ Силуанов.

Матвиенко, между тем, раскритиковала правительство за его понимание пресловутой оптимизации бюджетных средств. «Под этим правильно понимать не механическое сокращение, а разумное и точное перераспределение расходов», — призвала спикер Совфеда. Она сомневается, что экономическую стагнацию в России можно преодолеть, сдерживая реальные доходы населения и сокращая внутренний спрос. «Стоит ли бояться умеренного дефицита бюджета, ведь во многих развитых странах это вполне нормальная ситуация», — заметила Матвиенко.

«Да, нам говорят, что при 3% ВВП дефицита бюджета многие страны живут, и ничего страшного нет, долг у нас маленький, можно его и наращивать, а также наращивать дефицит. Все думают, что чем больше расходов мы заложим в бюджет, тем больше экономического роста мы получим. Но это заблуждение», — заявил в ответ Силуанов.

Поспорить с министром решила руководитель Счетной палаты Татьяна Голикова, которая усомнилась в прогнозе Минфина относительно роста ВВП. В проекте бюджета этот показатель в 2017, 2018 и 2019 годах должен составить 0,6%, 1,7% и 2,1% соответственно. «По нашему мнению, существуют риски недостижения прогнозируемых объемов и темпов роста ВВП в 2017—2019 годах в связи с недостаточной обоснованностью в прогнозе факторов, обеспечивающих восстановление экономического роста в плановом периоде», — сказала Голикова.

Аудиторы также обратили внимание на оценку доходов бюджетов субъектов РФ. По прогнозу Счетной палаты, поступления в 2017 году оцениваются на 29,5 млрд рублей выше, а в 2018 и 2019 годах ниже на 56,3 млрд рублей и 116,6 млрд рублей соответственно.

Несмотря на этот, замминистра экономического развития Алексей Ведев заверил, что экономический рост в России на уровне 4% — это реальная задача. Правда, достичь такого показателя, по его словам, удастся лишь при «более полном и эффективном использовании трудовых ресурсов, капитала, при повышении производительности труда и капитала».

Пока же Голикова сообщила, что уже в 2019 году получать доход ниже прожиточного минимума, то есть жить за чертой бедности, будут 20,5 млн россиян.

Елена Земскова