eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Бизнес

У вас менеджмент протек

Главный вопрос норильской катастрофы — не повторится ли она, учитывая состояние инфраструктуры «Норникеля» и его руководства.

22:21, 05.06.2020 // Росбалт, Бизнес

Фото Сабины Наджафовой, ИА «Росбалт»

После экологической катастрофы в Норильске, где в реки вылились десятки тысяч тонн дизеля из резервуаров ТЭЦ-3, принадлежащей «дочке» «Норильского никеля» Владимира Потанина, бизнесмен лично бросился заглаживать вину. На совещании с президентом Владимиром Путиным он пообещал возместить ущерб — на ликвидацию последствий катастрофы уйдет не менее 10 млрд рублей. При этом богатейший бизнесмен России проявил неслыханную щедрость и сказал, что из бюджета не будет взято ни копейки, а все деньги будут выделены непосредственно компанией. «Сколько нужно будет, столько и потратим», — заявил Потанин. 

В ходе совещания прозвучало логичное замечание президента о том, что, замени «Норникель» злосчастный резервуар раньше, никаких проблем бы не возникло. Но если бы дело было в одном резервуаре! Сейчас власти Красноярского края инициировали проверку всех нефтебаз. 

Возможно, эффективное освоение средств «Норникеля» заключается в том, что они не особо тратятся на безопасность. 

Вообще, «Норникель» впору называть «цитаделью экономии». Как отмечает ИА REGNUM, резервуары Норильской нефтебазы эксплуатируются в условиях Крайнего Севера 60 и более лет. При этом даже современные резервуары — изготавливаемые из куда более качественных материалов — строятся максимум на 10-15 лет. Кроме того, по данным агентства, «средний износ основных фондов по горным объектам „Норникеля“ около 72%, а 75% электроэнергетического оборудования имеет наработку выше предельной». Проще говоря, руководство «Норникеля» все эти годы практически не занималось модернизацией производственных мощностей — за то, что объекты компании еще как-то работают, нужно благодарить доблестное советское прошлое. 

Можно было бы списать нежелание Потанина вкладываться в модернизацию предприятий на его природную бережливость. В начале апреля, например, бизнесмен заявил, что «Норникелю» нужно отказаться от выплаты и финальных дивидендов 2019 года, и промежуточных дивидендов 2020 года. Якобы денежный поток будет ограничен — вдруг глобальная рецессия или цены на металлы продолжат падать. И такой логике можно было бы поаплодировать, если бы не информация о том, что Владимир Потанин, призывающий всех считать доходы, владеет дорогими яхтами и как минимум парой самолетов, которые входят в список самых шикарных авиамашин российских бизнесменов по версии Forbes.

А самое забавное в этой ситуации вот что: деньги на модернизацию производства акционеры «Норникеля», согласно бравурным отчетам, одобряют исправно — в год $2-3 млрд. «Однако за последние 10 лет невыполнение программы по капитальному строительству и ремонтам в компании составляет более 70%», — напоминает ИА REGNUM.

Но вроде акционеры «Норникеля» — неглупые люди, не могут же они не понимать, что средства тратятся впустую! Вероятно, им гораздо проще и интереснее бросать деньги на ветер и пускать пыль в глаза, развивая непрофильный туризм или ведя умные разговоры о блокчейне, чем заниматься рутиной и методично развивать производство, постоянно думая о его безопасности. 

Хочется надеяться, что после того, как Потанин вынужден будет потратить миллиарды на возмещение ущерба Арктике, этот вопрос все-таки станет для «Норильского никеля» приоритетным. Хотя надежд на это немного: «Норникель» уже проявляет очередные чудеса эффективности расходования миллиардов, предложив вывозить разлившееся топливо на санях. Странно, что для этих целей никто не предложил свой самолет. 

Сергей Петров

Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: 27°
Санкт-Петербург: 18°