Posted 7 июля 2020,, 14:30

Published 7 июля 2020,, 14:30

Modified 1 февраля, 01:59

Updated 1 февраля, 01:59

Аналитик: Рост спроса на наличность — мировой тренд

7 июля 2020, 14:30
В России продолжается стремительный рост наличной денежной массы. Как отмечает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев, за июнь в обращение поступило еще 391,8 млрд рублей в виде наличных банкнот. В мае наличная денежная масса выросла на 248,8 млрд рублей, в апреле — на 544 млрд рублей, в марте — на 700,9 млрд рублей. За неполные четыре месяца в обращение поступили купюры на 1,9 триллиона рублей. Общий объем наличной денежной массы на 1 июня достиг исторического рекорда в 11,2 триллиона рублей.
По словам аналитика, оперативные данные Банка России по ликвидности банковского сектора показывают, что на 2 июля «кэша» в экономике стало еще больше — около 11,6 триллиона. Это почти 80 тысяч рублей на каждого живущего в стране, включая младенцев и глубоких стариков, указывает Разуваев.
«Однако рост кэша связан не с гражданами, которые не доверяют банкам, а с бизнесом, который на фоне кризиса ушел в тень. Можно сказать, что вернулись 90-е. Правда, тогда активно использовался не только рублевый, но и долларовый кэш», — пояснил эксперт.
По его мнению, на самом деле это не так плохо. «Возможно, ожидаемая всеми российская рецессия окажется только на бумаге. Уже сейчас в Москве многие рестораны и салоны красоты предлагают проверенным клиентам не пробивать чек и оплатить счет кэшем», — отмечает аналитик.
Он напомнил, что за март и апрель корпорации взяли в банках 1,444 триллиона рублей новых кредитов. Это больше, чем за предыдущие 12 месяцев вместе взятые — 913 млрд. И одновременно со счетов юридических лиц утекло 804 млрд рублей. При этом не стоит забывать и о «серых» зарплатах, которые за прошлый год составили 13 трлн руб.
«В принципе, России давно пора провести деноминацию рубля 1 к 100, т. е. сделать номиналы банкнот адекватными порядку цен. Рост спроса на кэш — мировой тренд. Объем наличной денежной массы растет в США, Канаде, Италии, Испании, Германии, Франции, Австралии и Бразилии. Ключевой вывод: мнение о том, что пандемия ускорит закат бумажных денег на фоне развития электронной торговли и страхов заразиться, оказалось мифом», — резюмировал аналитик.