Posted 22 сентября 2020,, 08:49

Published 22 сентября 2020,, 08:49

Modified 30 марта, 13:20

Updated 30 марта, 13:20

Спасение бизнеса Мазепина уперлось в ФАС

22 сентября 2020, 08:49
Поправить дела за счет участия в политическом процессе в Белоруссии предпринимателю, похоже, тоже не удастся.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поставила известного российского предпринимателя Дмитрия Мазепина в неудобное положение. Ведомство с начала года медлит с разрешением на выкуп принадлежащим Мазепину «Уралхимом» доли в компании «Уралкалий». Если в ближайшие две недели сделка не получит одобрения и не будет закрыта, «Уралхим» нарушит условия, поставленные ему Сбербанком при реструктуризации задолженности на сумму почти в $4 млрд. А это означает новый виток проблем у и без того не слишком благополучного «Уралхима».

В результате сделки, которую не спешит одобрять ФАС, доля Дмитрия Мазепина в компании «Уралкалий» должна была вырасти с нынешних 46% до 75%, сообщает «Коммерсант». Именно на таких условиях в прошлом году Сбербанк выдал «Уралхиму» кредит в размере $3,9 млрд, предназначенный для рефинансирования другого кредита, взятого ранее компанией Мазепина в банке ВТБ. Если увеличения доли в «Уралкалии» не произойдет, Сбербанк может пойти на любые меры вплоть до отзыва кредита.

В ФАС о причинах задержки с выдачей одобрения не распространяются, заявив лишь, что «исследуются условия совершения сделки». А вот знакомые с ситуацией источники прямо говорят, что сейчас у «Уралхима» свободных денег на покупку доли «Уралкалия» просто нет — ведь речь идет о сумме порядка $1,7 млрд. Так что недостаточная платежеспособность компании Мазепина, с одной стороны, и неопределенная позиция ФАС, с другой, ставят судьбу кредитных миллиардов под большой вопрос.

Еще больше этот вопрос становится в свете ожидаемых некоторыми аналитиками банкротств «Уралхима» и «Уралкалия». Год назад эксперты центра А.И.С.Т. только перед Сбербанком и ВТБ насчитали у этих двух компаний $11 млрд общих долгов. При этом по итогам 2018 года компании показали серьезную убыточность — почти 5 млрд рублей у «Уралкалия» и больше 40 млрд рублей у «Уралхима».

«Судя по результатам исследования, владельцы группы компаний „Уралкалий“ и „Уралхим“ не намерены выполнять обязательства перед российскими государственными банками в размере $11 млрд, а сейчас ищут возможности для приобретения новых производственных активов за рубежом. При этом в случае банкротства холдингов банки-кредиторы получат полуразрушенные предприятия и будут вынуждены заново выстраивать все договорные и логистические отношения», — заявила тогда гендиректор «А.И.С.Т.» Инна Липушкина.

Возможно, Дмитрий Мазепин до последнего рассчитывал поправить свои дела за счет активного участия в политическом процессе в Белоруссии. Forbes недавно называл его едва ли не преемником Александра Лукашенко на посту президента республики, и такое развитие событий действительно давало бы надежду привлечь в «Уралхим» ресурсы соседнего государства. Однако в последние дни наблюдатели все чаще говорят об окончании «белорусской революции», и этот способ решения проблем «Уралхима», похоже, уходит в прошлое вместе с ней.

В общем, будущее Дмитрия Мазепина и его бизнеса по-прежнему туманно. До сих пор он успешно лавировал в рыночной стихии, но предотвратить накопления долговой нагрузки на свои компании так и не смог. Рано или поздно многолетние проблемы придется решать, и кто знает, как это скажется на трудовом коллективе того же «Уралхима»?

Андрей Михайлов