Posted 30 октября 2020,, 10:43

Published 30 октября 2020,, 10:43

Modified 30 марта, 13:04

Updated 30 марта, 13:04

Эксперт: Жесткие дискаунтеры начинают завоевывать российский рынок ритейла

30 октября 2020, 10:43

Коронавирус привнес на розничный рынок новые тренды, которые, скорее всего, сохранятся на достаточно долгий период. Такое мнение высказал сооснователь торговой сети FixPrice Сергей Ломакин.

По его словам, сегодня принципиальное значение имеет цена: «финансовое положение граждан ухудшается, количество тех, кто испытывает финансовые трудности, согласно данным Росстата, растет, а число тех, кто активно экономит, выросло на треть по сравнению с допандемийным временем». «Таким образом аудитория дискаунтеров — около 20 миллионов россиян», — указал Ломакин.

Эксперт полагает, что формат жесткого дискаунтера идеально вписывается в сложившуюся ситуацию: торговые сети получают инструмент для конкуренции не только с офлайн игроками, но и с набирающей обороты электронной коммерцией.

«Дешевые магазины» в РФ появились во второй половине 2010-х. Сергей Ломакин был основателем одной из торговых сетей формата дискаунтера — «Копейка». Тогда, пояснил он, такой формат несколько смущал ритейлеров. Дело в том, что все хотели компенсировать невысокие цены сервисом, дополнительными услугами, в итоге терялся изначальный смысл «ничего лишнего». Однако сегодня к формату жесткого дискаунтера наблюдается интерес со стороны российских ритейлеров.

Дискаунтер предполагает максимальное упрощение — в оформлении помещения, в выкладке товара. Даже ассортимент там минимален — около 1 тыс наименований, при этом количество товаров с короткими сроками хранения сведено к минимуму. Поскольку многие товары произведены под собственными торговыми марками или поставляются малоизвестными компаниями, их отпускная цена невелика.

Как пояснил Ломакин, в жестких дискаунтерах чаще всего отсутствуют программы лояльности и не проводится промоакций вследствие того, что их разработка и внедрение прямо отражается на цене товаров.

«Перспективы дискаунт-формата показывает динамика компаний, которые уже работают в этом сегменте, — отметил эксперт. — К примеру, красноярский „Светофор“, который по итогам 2019 года вошел в топ-10 крупнейших ритейлеров в России с оборотом около 100 млрд рублей, вырос по числу торговых точек в полтора раза за два года».

Очевидно, что поиск драйверов развития должен активнее смещаться в область ценообразования, убежден Ломакин.

Сергей Ломакин — российский бизнесмен и предприниматель. В 1998 году вместе с партнерами основал одну из первых в России сеть продовольственных дискаунтеров «Копейка». С 1998 по 2007 годы занимал должность генерального директора сети. С 2006 года «Копейку» называли одним из наиболее привлекательных активов в российском ритейле.

В 2007 году Сергей Ломакин и его партнеры продали финансовой корпорации «Уралсиб» принадлежащие им акции «Копейки». В том же году Сергей Ломакин в созданной совместно с зарубежными инвесторами инвестиционной компании возглавил направление по организации в России новых стартап-проектов в ритейле и инвестированию в существующие проекты. Такими проектами стали Fix Price, Modis, «ЦентрОбувь».

В декабре 2007-го при непосредственном участии Ломакина был открыт первый магазин сети Fix Price. В марте прошлого года был открыт юбилейный 3-тысячный магазин сети Fix Price. А спустя полгода компания вошла в топ-150 крупнейших по выручке компаний в стране по версии РБК (136-е место), а также в топ-100 крупнейших частных компаний российского рынка по версии Forbes (95-е место). Сегодня Fix Price представлена в России, Белоруссии, Грузии, Узбекистане, Киргизии, Казахстане и Латвии.